Светлана Хоркина: «У спорта и политики много общего»

Дмитрий ЕФАНОВ

13.01.2015

19 января двукратной олимпийской чемпионке по спортивной гимнастике Светлане Хоркиной исполнится 36 лет. По завершении карьеры знаменитая спортсменка нашла себя в качестве политика и функционера. Член партии «Единая Россия» и Патриаршего совета по культуре, вице-президент Федерации спортивной гимнастики, это лишь вершина айсберга. В разговоре с корреспондентом «Культуры» Светлана заявила, что не собирается останавливаться на достигнутом, ведь «жизнь только началась».

культура: Знакомые обычно характеризуют Вас как героиню кинокомедии Леонида Гайдая — спортсменка, комсомолка и просто красавица.  Что еще нужно для счастья?
Хоркина: Жалоб на судьбу от меня не услышите. Все, о чем мечтала, сбылось. В спорте, политике, личной жизни. Попробовала себя на телевидении, сыграла даже главную роль в театре. Этот опыт никогда не забуду. После спектакля во мне что-то изменилось. Начала по-другому смотреть на мир. 

культура: Политическая карьера тоже повлияла на мировоззрение?
Хоркина: У спорта и политики много общего. В обеих сферах деятельности перед человеком стоят сверхцели, и чтобы их достичь, надо ежедневно упорно работать, забыв об усталости и свободном времени. Мне есть чем гордиться, многое удалось сделать для страны и родного города Белгорода, где успешно функционирует школа спортивной гимнастики имени Светланы Хоркиной.

культура: Жизнь могла сложиться иначе, если бы не случай...
Хоркина: Я родилась в самой обычной советской семье: мама — логопед в детском садике, папа — рабочий. Оставить меня было не с кем. Родители думали, как выйти из сложившегося положения. На помощь пришла соседка, которая посоветовала записаться в школу спортивной гимнастики. И случилась любовь с первого взгляда! Кроме гимнастики, мне ничего не было нужно. Правда, в начале мешал высокий рост. Тренер даже не воспринимал меня всерьез. Это потом длинные ноги стали козырем, помогали получать высокие оценки, выделяться на фоне конкуренток. Но тогда, в детстве, пришлось трудно. Тем не менее не опускала рук, занималась с особым усердием, стремилась всегда оказываться в центре внимания. Сработало. Жена тренера убедила его уделить мне больше внимания, разглядела потенциал.  

культура: Самое неприятное детское воспоминание?
Хоркина: Когда родители объявили, что надо бросить гимнастику. Мама готовилась к рождению сестренки, а папа учился на вечернем отделении индустриального техникума. Тогда впервые в жизни твердо сказала родителям: «Нет. Буду сама ездить на тренировки, если вы не можете меня возить». В пять лет! Родители, осознав, что гимнастика для меня очень важна, не стали спорить. С этого момента началась самостоятельная жизнь. Пробиралась к окошку водителя автобуса. Ждала своей остановки. Боялась проехать мимо, опоздать, не успеть. Бывали случаи, когда после тренировок засыпала от усталости и проезжала мимо дома. 

культура: Ваш многолетний наставник Борис Пилкин — скупой на слова и комплименты человек. Тяжело приходилось под его руководством? 
Хоркина: Лучше всего Бориса Васильевича можно было порадовать успешными выступлениями на соревнованиях.  В таких случаях он расплывался в улыбке и дарил мягкие игрушки. Ради них старалась изо всех сил (смеется). А если серьезно, всегда стремилась к победе, причем не только в спорте. И сына Святослава так же воспитываю. Спрашиваю: «За какими сегодня оценками идешь в школу?» Отвечает: «За пятерками». — «Ну, тогда иди». Если сразу не приучишь ребенка трудиться и чувствовать ответственность, то дальше он постоянно будет давать себе послабления, рассчитывать на помощь со стороны. 

культура: В последние годы спортивная гимнастика теряет популярность в России. В чем причина?
Хоркина: В наш вид спорта всегда шли дети из не самых обеспеченных семей. Для занятий много не нужно: форма недорогая, в этом отношении гимнастика — не хоккей или фигурное катание. Главное, чтобы у ребенка была хорошая координация и желание трудиться. Моя сестра, которая работает тренером в Белгороде, сама ходит по садикам, детским площадкам — как только видит активного ребенка, тут же дает родителям или бабушкам визитку школы, которая носит мое имя. А иначе как находить таланты? Они занимаются у нас в специальных группах, потому что в спортивную школу согласно российскому законодательству ребенка можно зачислить только после семи лет. Для гимнастики катастрофически поздно. Ведь в 13-14 уже выступают на международных соревнованиях со сложнейшими программами.

культура: Сегодня с резервом в национальной сборной дела обстоят не лучшим образом...
Хоркина: Молодежная команда должна иметь собственную базу для подготовки. Когда я начинала, мы тренировались на профсоюзной базе в Крылатском. И к моменту перехода на взрослый уровень превосходили многих спортсменок из основного состава. Сейчас нет четкой системы. Вот у Ирины Винер она есть. Поэтому в сборной по художественной гимнастике одна девушка в любой момент может заменить другую, и завоевание олимпийских медалей поставлено на поток. Так что надо построить базу, собрать лучших тренеров, отслеживать юные дарования. Кроме того, активнее работать с регионами, родителями, преобразовывать спортивные интернаты, где дети могли бы заниматься профессиональным спортом не в ущерб образованию. Это самая эффективная схема. Да, у нас есть училища олимпийского резерва, но они рассчитаны на детей с восьмого класса. Упускается драгоценное время, когда закладывается основа для будущих побед.