Александр Метревели: «Теннис в России — дорогое удовольствие»

Дмитрий ЕФАНОВ

30.10.2014

2 ноября лучший теннисист CССР Александр Метревели отпразднует 70-летие. На его счету рекордное количество побед в составе сборной страны в Кубке Дэвиса и выход в финал самого престижного турнира — «Уимблдона». В последние годы Александр Ираклиевич живет на два дома — отдыхает в родном Тбилиси, а работает в Москве, комментатором на теннисном канале. Накануне юбилея с Метревели встретился корреспондент «Культуры».

культура: Семьдесят лет пролетели незаметно?
Метревели: Верно подметили. Впервые задумался о возрасте, когда пришло время пенсию оформлять. Год настраивался, а потом решил, что ничего страшного не произошло, ведь на покой не ухожу, продолжаю работать. 

культура: Турниры «Большого шлема» длятся две недели, матчи идут с утра до вечера. По-прежнему выдерживаете столь напряженный график?
Метревели: Давно привык. Однажды на Открытом чемпионате Австралии эфир длился двенадцать часов! Заключительный матч завершился в пять утра. Не было времени даже в туалет сбегать. Но, знаете, мне до сих пор не наскучил теннис. C удовольствием выезжаю на соревнования, встречаю старых друзей. Сочувствую коллегам, которые вынуждены комментировать под картинку, совсем другие эмоции.

культура: До работы на телевидении Вы были заместителем председателя Спорткомитета Грузинской ССР. Есть что вспомнить о том времени?
Метревели: За пять лет много любопытного случалось. К примеру, однажды пожаловал тогдашний президент Международной шахматной федерации Флоренсио Кампоманес. Красиво встретили в аэропорту, повезли по новой объездной дороге мимо Гори. Филиппинец заинтересовался, cтал расспрашивать о городе. Когда узнал, что там родился Сталин, захотел заглянуть. Я этот ход предвидел, заранее попросил секретаря райкома организовать стол в ресторане. Налили, ждем тост от дорогого гостя. А, тот заявляет: «Из такой маленькой рюмки пить за Сталина?!» Долго искали другую емкость, остановились на вазе. И пошло-поехало... Затем перебрались в дом Иосифа Виссарионовича, который специально ради такого случая открыли. Кстати, в Гори сейчас восстанавливают памятник вождю, снесенный при Саакашвили. Я не поклонник Сталина, но в Гори должен быть монумент человеку, известному на весь мир.

культура: В советское время регулярно выезжали за рубеж, побывали практически на всех континентах. Не было желания осесть на дальних берегах, забыть дорогу в СССР?
Метревели: Мыслей таких никогда не возникало. Потом, в Грузии в этом плане было посвободнее. Удавалось даже вместе с женой выезжать, по тем временам — невиданная роскошь. Однажды в Австралии открываю дверь, а на пороге десятки корреспондентов, тычут в лицо микрофонами, кричат наперебой. Оказалось, прошла информация: кто-то из спортсменов не собирается возвращаться на родину. Пришлось ответить ребятам, что пришли не по адресу. Позднее узнал о чехе Холечеке, не захотевшем возвращаться в Прагу. 

культура: Поражение в финале «Уимблдона-73» — самый досадный момент в карьере?
Метревели: Что и говорить, далеко не вся подготовка к матчу прошла идеально. Наверное, сказалось отсутствие опыта, ведь мне впервые пришлось играть в решающей встрече на турнире «Большого шлема». В свою очередь Ян Кодеш в поединках подобного накала участвовал не впервые. Хотя в матчах Кубка Дэвиса чеха обыгрывал регулярно. Вообще, тот турнир мне удался. На пути к финалу одолел нескольких классных игроков, включая знаменитого американца Джимми Коннорса. 

культура: В любом случае Ваше достижение не смогли повторить даже Марат Сафин и Евгений Кафельников, одержавшие по две победы на других турнирах «Большого шлема». Кстати, многие считают, что Сафин не до конца раскрыл свой потенциал.
Метревели: Мне Марат запомнился двумя победами: на Открытом чемпионате США и в Кубке Дэвиса. Оба успеха случились впервые в истории российского тенниса. А то, что он решил «завязать» в 29 лет, — его решение. Конечно, возможности Марата позволяли добиться большего, но не сложилось. 

культура: Сейчас о таких результатах остается только мечтать. Мужская сборная находится в кризисе. «Старики» постепенно сходят, а молодежь не дотягивает до их уровня...
Метревели: Давайте начнем с того, что в России теннис — очень дорогое удовольствие. Аренда кортов просто запредельная. Поэтому ребята разбредаются по разным странам, академиям, где никого не волнует их национальность. Но дело не только в финансах. Важна организация процесса со стороны Федерации тенниса. Надо учиться работать максимально эффективно в сложившихся реалиях. Давно предлагаю объединить игроков примерно одного возраста в профессиональные команды. Прикрепить тренера, врача, массажиста, чтобы они вместе ездили по турнирам. Это действительно выход из ситуации, ведь многие начинающие теннисисты не могут себе позволить оплачивать услуги тренерского штаба. Сейчас подходит новая плеяда талантливых мальчишек, главное, их не упустить, вовремя подставить плечо.