Олег Романцев: «С чувством юмора в «Спартаке» все было в порядке»

Александр ЛЮБИМОВ

23.10.2014

23 октября минула четверть века с того дня, как спартаковец Валерий Шмаров забил «золотой гол» в ворота киевского «Динамо». В очном поединке с принципиальным соперником нападающий «красно-белых» шикарным ударом со штрафного на 90-й минуте принес столичной команде чемпионский титул. Это был дебютный сезон на посту главного тренера для Олега Романцева. Cпустя четверть века в беседе с корреспондентом «Культуры» заслуженный наставник вспомнил о знаменитом матче, футболистах-весельчаках и объяснил, почему не хочет возвращаться к тренерской деятельности. 

культура: История мирового футбола знает немного случаев, когда молодой наставник в первый же сезон приводил команду к чемпионству. Какие чувства испытывали после финального свистка в матче с киевлянами? 
Романцев: Словно в тумане находился. Кругом все бегают, кричат, трибуны ликуют. Когда пришел в себя, захлестнула эйфория. В 35 лет в качестве тренера выиграл чемпионат СССР! Вообще встреча отняла массу нервов. На третьей минуте подарили момент Протасову, и лучший форвард «Динамо» хладнокровно открыл счет. К чести ребят, они не расклеились, перехватили инициативу. Моменты пошли один за другим. Наконец Кузнецов сравнял счет. Но этого мало. Надо было побеждать. 

Время шло, результат на табло не менялся. И вот штрафной на последней минуте. Никогда не назначал исполнителей стандартных положений. Бить должен тот, кто лучше готов в данный момент. Ребята разыграли мяч, вывели Кузнецова один на один с вратарем, но неожиданно судья Шароян остановил игру. Начали без свистка. Перебить! Не сомневался, что к мячу подойдет лучший бомбардир команды Родионов — идеальная для него позиция. Но он дает понять, что устал — бить не будет. Тогда защитник Морозов установил мяч, отошел назад для разбега. Все, в том числе и киевляне, ждали от него удара, но тут всех удивил Шмаров. Разбежался и ахнул точно в верхний угол. Великолепный финал прекрасного сезона, по итогам которого собрали множество командных и индивидуальных наград. Одного Федю Черенкова трижды отметили, в том числе и призом «Лучшему футболисту СССР».

культура: Говорят, легендарный начальник «Спартака» Николай Старостин настолько переживал, что не смог досмотреть встречу до конца и не увидел гол Шмарова. 
Романцев: Вы, журналисты, большие выдумщики, любите драматичные истории. Не было такого, чтобы Николай Петрович ушел с матча. Жуткая жара — он на месте. Мороз ударил — не замечает, весь в игре. Старостин всегда находился на боевом посту, что бы ни случилось.

культура: Вы практически бессменно руководили «Спартаком» почти 15 лет. За это время сменилось несколько поколений игроков. По мнению некоторых специалистов, команда образца 1989–1991 годов — далеко не самая сильная, но в то же время добилась великолепных результатов. В чем секрет?
Романцев: В этих словах есть доля правды. Страна переживала непростые времена, поднялся «железный занавес», и у футболистов появилась возможность отправиться за рубеж. «Спартак» не мог предложить сопоставимые условия, поэтому пришлось отпустить нескольких ведущих игроков. Но на их место пришли молодые талантливые ребята, голодные до больших побед. 

В сезоне 90/91 реально могли выиграть Кубок европейских чемпионов, ни один российский клуб столь близко не подбирался к главному трофею Старого Света. На пути к полуфиналу прошли крепкую пражскую «Спарту», итальянский «Наполи» во главе с Диего Марадоной и мадридский «Реал». Причем «Королевский клуб» после нулевой ничьей в Москве одолели на «Сантьяго Бернабеу» со счетом 3:1. Самый же сильный состав был в 95-м, когда «Спартак» выиграл все шесть матчей на групповом этапе Лиги чемпионов. Достижение, которое невозможно превзойти, только повторить.

культура: Атмосфера в команде зависит не только от главного тренера, но и от самих футболистов. Кто из подопечных разряжал обстановку в коллективе? 
Романцев: В первую очередь «зажигали» одесситы Цымбаларь и Никифоров. На людях вели себя тихо, но в команде преображались. Игорь Ледяхов этой «сладкой парочке» ни в чем не уступал. Порой приходилось его тормозить. Говорю: «Поедешь в Одессу, на рынок торговать!» А он отвечает: «И поеду, там хоть пошутить можно будет. Никто прерывать не станет!» Поэтому с чувством юмора и боевым настроем в «Спартаке» все было в порядке.

культура: Когда вспоминаете те времена, не тянет вернуться на тренерский мостик?
Романцев: Следую заветам Старостина, который говорил, что наставник должен не только объяснить, но и показать. Всегда работал по этому принципу. Есть тренеры, которым за семьдесят, они продолжают работать и при этом не выходят на поле. Я так не могу. Мне нужно взять мяч, на собственном примере продемонстрировать, что хочу от футболистов. Сейчас в подобной манере трудиться не готов, поэтому смотрю футбол по телевизору и стараюсь уделять больше внимания внучке, которая собирается заниматься журналистикой. А тренировать? Пускай это делают другие, я свою миссию выполнил.