Гений организованного беспорядка

Дмитрий ЕФАНОВ

18.09.2014

115 лет назад — 21 сентября 1899 года — родился Борис Аркадьев, выдающийся тренер, который на десятилетия определил вектор развития отечественного футбола. Большинство наставников советского периода не скрывают, что учились по конспектам создателя знаменитой «Команды лейтенантов».

Детство Аркадьева было неразрывно связано со спортом. Он перепробовал множество дисциплин, был успешен в фехтовании, но постепенно все его мысли занял футбол. Мастерство юного защитника отмечали ведущие специалисты. Правда, о любимой игре надолго пришлось забыть — страна вступила в Первую мировую войну, а за ней последовали катаклизмы, разрушившие прежнюю Россию. 

На футбольное поле Аркадьев вернулся в 1923-м. К тому моменту семья перебралась из Ленинграда в Москву. Параллельно с выступлениями за столичные клубы Борис окончил с отличием ГЦОЛИФК и вместе с братом-близнецом Виталием начал педагогическую практику в спортивных секциях ЦДКА и в Военной академии имени М.В. Фрунзе. Когда в 36-м стали создаваться команды мастеров и комплектоваться тренерские кадры, Бориса Андреевича пригласили возглавить «Металлург».

От команды со средним подбором игроков и начинающим тренером не ждали чудес, но «металлурги» заставили говорить о себе всю страну. В 1938 году столичный коллектив всерьез боролся за чемпионство с земляками из «Спартака» и ЦДКА, лишь в заключительном туре опустившись на третье место. Тем не менее этот результат до сих пор остается лучшим в истории клуба.

В 40-м Аркадьев принял московское «Динамо», которое сезоном ранее провалилось в чемпионате. Коллектив находился в плохом психологическом состоянии. Чтобы встряхнуть подопечных, Борис Андреевич в первый же день поговорил по душам, при этом по традиции обращался к молодым людям исключительно на «вы». 

— Среди тех, кто сидит передо мной, — сказал тренер, — спортсмены, составляющие гордость и славу нашего футбола, любимцы публики, действительно выдающиеся мастера. Я присоединяюсь к тому общему уважению, которым вы окружены. Но вместе с тем говорю: ваше положение обязывает работать больше, чем когда-либо. Высшая мера взыскательности к себе — вот условие, при котором сможем сработаться.

И сработались. Популярную в то время систему «дубль-ве» Аркадьев усовершенствовал, внедрив собственные тактические наработки. Многие называли его модель игры «организованным беспорядком». 

Не с первых туров все пошло гладко. Три игры — ни одной победы. Пресса не отказывала себе в удовольствии уколоть: «Как и в прошлые сезоны, слабо выступает московское «Динамо». Обновленная тренером Аркадьевым команда много работает на поле, но частые и стремительные перемещения игроков кажутся бессистемными, они дезориентируют зрителей». 

Бориса Андреевича такие строки задевали, но реагировал он на них со свойственным ему спокойствием и долей иронии. 

— Подобные заметки одновременно злят и радуют, — делился тренер. — Злят, ибо не люблю, когда о футболе пишут не сведущие в нем люди. А радует, потому что стало ясно: если начинают понимать, насколько резко изменился рисунок игры, значит, проблема решена и дело развивается правильно!

Правоту Аркадьева подтвердило время. По итогам сезона «Динамо» красовалось на первой строчке турнирной таблицы. Лидировали «бело-голубые» и на старте следующего чемпионата, но грянула война. 22 июня, встав в семь утра на зарядку, футболисты узнали о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Борис Андреевич организовал собрание прямо на поле и произнес короткую, но проникновенную речь о любви к Родине и долге каждого перед страной. После чего отправился записываться добровольцем в Красную Армию. 

На фронт его не отпустили, решив, что богатый педагогический опыт Аркадьева больше пригодится в тылу. Пришлось вспомнить годы, проведенные в Военной академии имени Фрунзе, и переквалифицироваться в инструктора Всевобуча. Не сосчитать, скольких людей, готовых отправиться на фронт, научил он сложному искусству штыкового боя, гранатометания, преодоления штурмовой полосы.

Военное время крепко связало Аркадьева с армией, и чемпионат СССР 1945 года он встречал в качестве наставника ЦДКА. Для создания непобедимой «Команды лейтенантов» потребовался один сезон. В период с 46-го по 51-й год армейцы лишь однажды уступили первое место. 

— Когда я вернулся в ЦДКА, тренером футбольной команды армейцев работал Борис Андреевич Аркадьев, человек весьма самобытный, крупнейший специалист, тонкий знаток спорта, — рассказывал о коллеге великий хоккейный тренер Анатолий Тарасов. — Аркадьев внес огромный вклад в развитие отечественного футбола, в теорию и практику игры. По моему глубочайшему убеждению, Борис Андреевич — тренер номер один в истории советского футбола. Он умеет разговаривать с людьми, учить искусству игры, строить тренировки, наконец, понимать суть футбола, глубинные процессы, определяющие развитие популярнейшей в мире игры. Не было, кажется мне, в нашем футболе лучшего дегустатора-специалиста, который бы столь же безошибочно определял истинную ценность новых веяний, тенденций и столь же редко ошибался в оценке футболиста...

Мнение Тарасова разделяли практически все ведущие наставники страны, включая Михаила Якушина и Гавриила Качалина, которые столкнулись с тренерским гением Аркадьева в качестве игроков «Динамо», став в итоге ярчайшими представителями своей профессии. 


Справка «Культуры»

Борис Аркадьев родился 21 сентября 1899 года в Санкт-Петербурге. Умер 17 октября 1986 года в Москве.

Тренировал: столичные «Металлург», «Динамо», ЦДКА (ЦДСА), «Локомотив», «Нефтяник» (Баку), «Пахтакор» (Ташкент), «Шинник» (Ярославль) и олимпийскую сборную СССР. 

Достижения: шестикратный чемпион СССР, четырехкратный обладатель Кубка страны. 

Награжден орденом «Знак Почета» (1957 год). 

Автор двух книг: «Тактика футбольной игры» (М., 1-е изд. — 1948, 4-е изд. — 1962) и «Игра полузащитников» (М., 1956 и 1958).