Дарья Шмелева: «Люблю кино и театр, а вот опера — не мое»

Максим БОРОДИН

30.10.2019

На чемпионате Европы по велоспорту на треке сборная России завоевала шесть медалей, что позволило попасть в тройку лучших в общекомандном зачете. Половина наград на соревнованиях в Нидерландах была добыта при непосредственном участии Дарьи Шмелевой. Сразу после возвращения домой девятикратная чемпионка континента ответила на вопросы «Культуры».

культура: Довольны выступлением в Апелдорне?
Шмелева: И да, и нет. Накануне первенства заболела, поэтому тренировочный процесс в определенной мере расстроился. Понимала, что на все дисциплины может и не хватить.

культура: С командным спринтом проблем не было?
Шмелева: В этом случае запала хватило. С Настей Войновой в очередной раз завоевали «золото». Нам отлично помогала и Катя Роговая. Зато в индивидуальном спринте осталась без медалей, почувствовала себя уставшей. К счастью, потом был день отдыха, за который удалось прийти в норму и по-спортивному разозлиться. Взяла «бронзу» в кейрине и «серебро» в гите, где заслуженно победила Войнова.

культура: Много лет следим за велогонками на треке и до сих пор не можем понять, когда Вы отдыхаете.
Шмелева: Мне кажется, сезон у нас никогда не заканчивается и длится без перерывов. Конечно, весной после чемпионата мира было две недели отпуска. Хотя, по правде, мне больше и нельзя. Очень долго потом втягиваюсь. Может, мне вообще не отдыхать… Хотя порой хочется посмотреть мир. К примеру, слетать в Австралию. Приходилось бывать «по соседству» в Новой Зеландии. Воспоминания прекрасные — завоевала четыре золотые медали. Правда, мы жили рядом с овцами и кладбищем.

культура: Трековый велосипед сильно отличается от обычного?
Шмелева: Очень. На нем никогда не останавливаются педали. У него нет тормозов. Снаряд подгоняется персонально. Причем это постоянный процесс. После каждой тренировки могут вноситься изменения.

культура: Обычному человеку на таком «снаряде» придется туго?
Шмелева: Конечно. Если он будет ехать один, то еще ничего. Но если на треке группа людей, то необходимо напрягать ноги, чтобы как-то замедлить движение, объезжая других. Опять же, ступни к педалям пристегнуты, так просто с велосипеда не сойдешь. Главное — крутить и крутить педали. Если перестанешь, тебя может по инерции выбросить через руль.

культура: Расскажите о тонкостях основных видов программы?
Шмелева: Гит на 500 метров с места — своего рода борьба с собственной тенью. Начинаешь движение со специального стартового станка. Нужно как можно быстрее преодолеть дистанцию. Кто покажет лучшее время, тот и чемпион. Командный спринт — тоже бой с тенью, но уже с участием двух человек.

Кейрин, пожалуй, самый захватывающий вид. Соревнуются обычно шесть человек. Вначале мимо участников проезжает мопед, а потом нам дают отмашку. Выстраиваемся за ним по заранее распределенным номерам. Едем три круга: каждый все быстрее. Затем мопед удаляется, и начинается самое интересное. Представляете, шесть женщин за рулем. Там такое может произойти! Перестроения, смены позиций. У каждой своя тактика, но ты должна оказаться хитрее всех. Чистая импровизация. Можно месяцами готовиться, но все произойдет не так, как предполагаешь.

культура: Разве нельзя просчитать возможное развитие событий?
Шмелева: Нет. Могут все упасть. А при падении у кого-то велосипед сломается.

культура: И что тогда делать?
Шмелева: Взять большую часть и бежать к финишу. У нас еще обувь специальная, сильно скользит по паркету. Выглядит это забавно. Был случай на Олимпиаде в Рио. В заезде семь гонщиц. И четыре падают. Пришлось лавировать между ними. Потеряла время, приехала к финишу третьей, а в следующую стадию проходили только две спортсменки.

культура: Благодаря велотреку можно обеспечить себе безбедную жизнь?
Шмелева: Все относительно. Самый крутой спортсмен на треке по своим доходам сопоставим с пятидесятым номером в шоссейных велогонках. Премиальные маленькие. Основной доход — зарплата.

культура: Трековый велосипед — дорогое удовольствие?
Шмелева: Любой профессиональный велосипед обойдется недешево. Мой стоит десять тысяч евро. Всего четыре «снаряда». Два боевых и столько же тренировочных. Основные используются только на чемпионатах мира и Европы.

культура: Наверняка с техники пылинки сдуваете?
Шмелева: Именно! Перед тем как переезжаем в другие страны, лично занимаюсь сборкой-разборкой. Даже если коробка упадет, то с велосипедом не должно ничего произойти. Причем обычно приходится это делать в самый последний день. Только закончил заезд, ты еще в форме, а уже нужно готовить инвентарь.

культура: Любимый Вами театр отвлекает от тренировочных будней?
Шмелева: Если появляется свободное время, то обязательно приобретаю билеты на хорошие места. Недавно была в Московском дворце молодежи на мюзикле «Шоу пошло не так». Понравилось. Да и весь зал пребывал в приподнятом настроении. А вот классическая опера — это не мое. Возможно, потому что смотрела на французском языке и постоянно приходилось отвлекаться на субтитры. В любом случае, театр и кино мне ближе. С удовольствием смотрю исторические картины и легендарные отечественные комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова.


Фото на анонсе: Константин Чалабов/РИА Новости