Андрей Канчельскис: «В песне группы Status Quo есть и моя фамилия»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

01.02.2019

В 90-е годы в элитных европейских чемпионатах отметились несколько десятков отечественных футболистов. Далеко не все находились на ведущих позициях, но были и такие, кто сумел заслужить звездный статус и стать любимцем публики. Одним из лучших эксперты называют Андрея Канчельскиса. В составе знаменитого «Манчестер Юнайтед» полузащитник выиграл два первенства Англии, после чего перешел в «Эвертон», освободив место на правом фланге и седьмой номер юному Дэвиду Бекхэму.

В интервью «Культуре» спортсмен рассказал о памятных моментах в карьере, творчески одаренных одноклубниках и поделился мнением относительно перспектив сборной России после домашнего Кубка мира.

культура: В ходе мундиаля Вы регулярно появлялись на телевидении, но затем надолго исчезли из поля зрения СМИ. Что случилось?
Канчельскис: Много времени отнимает работа. Получил приглашение возглавить «Навбахор» из Намангана. Теперь тружусь в Узбекистане. Чемпионат недавно закончился, мы заняли третье место. Клуб стабильно развивается. В частности, на базе идет активное благоустройство, строится новое поле.

культура: В январе Вам исполнилось 50 лет. Где отметили юбилей?
Канчельскис: На тренировочном сборе в Евпатории. Отпраздновали без лишнего шума в рабочей обстановке. Впрочем, никогда пышно не отмечал. Когда играл в Великобритании и Италии, дни рождения выпадали на разгар сезона. Приносил большой торт на всю команду: поели, поболтали, на следующее утро тренировка. С тех пор ничего не изменилось.  

культура: Встретили в Узбекистане старых знакомых?
Канчельскис: Конечно. С тренером «Пахтакора» Шотой Арвеладзе вместе играли за шотландский «Глазго Рейнджерс». Бахтиер Ашурматов, выступавший за ряд российских клубов, сейчас возглавляет «Бухару». С тренером Мустафой Байрамовым, работающим в нашем штабе, встречались на поле. Он выходил против меня за местную команду, когда я приезжал в Узбекистан на сборы в составе дубля киевского «Динамо».

культура: На Вашей презентации в качестве главного тренера все спикеры говорили на узбекском. Трудности перевода не мешают?
Канчельскис: Это нормально. Подавляющее число болельщиков в Намангане этнические узбеки. Но футболисты в той или иной степени понимают по-русски, так что в работе обхожусь без переводчика. Кое-какие слова уже выучил и буду продолжать совершенствоваться, хотя производственной необходимости в этом нет. Просто для меня каждый язык интересен по-своему, плюс проявление уважения к коллегам и поклонникам команды.

культура: Английский и итальянский знаете очень хорошо, а на каком языке разговаривали, когда играли в Саудовской Аравии?
Канчельскис: Только на английском. Главный тренер был голландец, плюс за нашу команду выступало несколько европейцев. В культурном плане за время карьеры для себя многое почерпнул. Но если говорить о кино, то для меня всегда эталоном оставались советские фильмы, хотя за рубежом посмотрел достаточно картин в оригинале без перевода. Среди любимых: «Собачье сердце», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница». Также нравятся отечественные шедевры про войну. Раньше кино получалось более идейное, в чем вижу большой плюс. И еще потрясающие были актеры, не чета нынешним.

Люблю смотреть и документальные работы о легендарных мастерах прошлого — Яшине, Стрельцове. А вот из художественных фильмов о футболе выделю британскую картину «Проклятый Юнайтед» о выдающемся наставнике Брайане Клафе. И, конечно, мне близок фильм «Юнайтед. Мюнхенская трагедия», основанный на реальных событиях, произошедших в 1958 году, когда в авиакатастрофе погибли восемь футболистов клуба из Манчестера. Когда играл за «МЮ», много раз слышал эту историю от непосредственных участников, в первую очередь от Бобби Чарльтона, с которым до сих пор регулярно общаемся. Он чудом остался жив и потом завоевал почти все главные титулы, какие есть в футболе. Но другие выжившие от полученного стресса сходили с ума или спивались. А сэр Чарльтон на девятом десятке вполне бодр и появляется на «Олд Траффорд».

культура: Ваш бывший партнер по «Манчестер Юнайтед» Эрик Кантона стал заметным актером в родной Франции. Когда вместе выходили на поле, могли предположить, что позднее будете смотреть фильмы с его участием?
Канчельскис: В игре ему были присущи не только техника и мощь, но и особый артистизм. А за пределами стадиона не сказать, чтобы он находился в центре внимания. Наоборот, довольно часто стремился уединиться. Но тяга к искусству проявлялась уже тогда. Он картины писал еще в бытность футболистом. Поэтому я не удивился, когда узнал, что его работы успешно продаются. Понравилась мне и книга Эрика со множеством ярких иллюстраций.

культура: Британия — родина не только футбола, но и рок-музыки. За время выступления в Англии успели стать меломаном?
Канчельскис: В определенной степени. С некоторыми исполнителями знаком лично. Например, с Крисом Ри. Замечательный музыкант и человек. Парни из группы Status Quo посвятили песню «МЮ», в ней упоминается и моя фамилия. Довелось исполнять ее вместе с самими музыкантами и товарищами по команде. Вообще в Англии многие любят футбол и переживают за различные клубы. А Элтон Джон даже был президентом «Уотфорда». Кстати, когда играл в Ливерпуле за «Эвертон», посетил все места, которые так или иначе связаны с творчеством «битлов».

культура: Помимо Кантона, еще кто-то из коллег удивлял Вас творческими способностями?
Канчельскис: Бывший вратарь киевского «Динамо» Михаил Михайлов виртуозно играет на гитаре и отлично поет. В плане общей эрудиции мало кто сравнится с Анатолием Бышовцем. Он прекрасно разбирается в литературе, наизусть может цитировать стихи и целые поэмы. Анатолий Федорович, наверное, и лучший шахматист среди футбольных людей. Да и наше поколение разносторонне развито. Помимо специализированных секций, мы получали физическое воспитание во дворе — казаки-разбойники, прятки и тому подобное. Современные же футболисты удивляют тем, что практически не умеют играть в шахматы, шашки, бильярд, даже в карты и нарды. А ведь они развивают комбинационное мышление. Некоторым нынешним «шахматистам» от футбола довольно быстро ставил мат. Это не моя заслуга, а позор молодым. Кроме того, они плохо знают историю своего вида спорта. И это относится не только к России. Более того, иностранцы, выступая в нашей стране долгие годы, даже не пытаются учить русский язык.

культура: Можно прописать в контракте обязательное изучение языка?
Канчельскис: Не буду настаивать на этом. Но нам надо уважать себя, а не держать в каждом клубе по пять переводчиков. Многое зависит и от конкретного человека. Работать в чужой стране и не знать элементарных вещей о ней — просто некрасиво.

культура: Далекие от спорта люди после локальных неудач сборной любят порассуждать о том, что футболисты получают свои миллионы, особо не напрягаясь. Можете дать ответ за коллег по цеху?
Канчельскис: Озвученные вами стереотипы меня, мягко говоря, удивляют. Те, кто кричит, что наши футболисты не умеют и не хотят трудиться, пусть сами выйдут на поле и покажут пример. Теоретиком быть легко, их в стране с избытком. Профессиональные спортсмены очень часто получают травмы не только физические, но и психологические, некоторые становятся инвалидами к 35 годам. Если футбол — вид спорта номер один в мире, то как можно прорваться к его вершине без таланта, а тем более не прилагая усилий и не прибегая к самопожертвованию?..

культура: Вы после чемпионата мира высказали критические замечания в адрес нашего футбола, за что подверглись массированной обструкции со стороны коллег и болельщиков. С течением времени не изменили своего мнения?
Канчельскис: Просто говорю о реальном положении дел, а не то, что от меня хотят услышать. Проблем так много, что в обозримом будущем вряд ли выйдем на более высокий уровень. У нас принято умалчивать, что порой с профессиональными командами работают люди крайне низкой квалификации. Процент дилетантов в нашем футболе зашкаливает. Лично меня не обрадовала победа над посредственной сборной Саудовской Аравии, так же как и матч против испанцев. Именно поэтому удивился вручению нашим игрокам званий «заслуженных мастеров спорта». Тем самым его просто принизили. Напомню, в советское время данное звание не присуждали даже за выход в финал чемпионата Европы. Где логика? О том, что у нас футбол прогрессирует, в основном говорят не профессионалы, а непонятно откуда взявшиеся на телевидении аналитики, занимающиеся популизмом. Для сравнения: регулярно просматриваю тематические передачи на английском ТВ, которые ведет знаменитый в прошлом бомбардир Гари Линекер, и не помню, чтобы он туда в качестве собеседника пригласил артиста. Приходят только успешные футболисты и тренеры. Лично мне никогда не придет в голову брать на себя роль театрального критика, хотя различных спектаклей видел очень много.