Владимир Янко: «Надеюсь, русский хоккей будет на Олимпиаде-2022»

Максим БОРОДИН Дмитрий ЕФАНОВ

31.01.2019

В четырех шведских городах продолжается чемпионат мира по хоккею с мячом. Впереди полуфинальные баталии. Но мало кто сомневается, что 2 февраля в решающем поединке за главный трофей сойдутся команды России и Швеции. Накануне ключевых сражений корреспонденты «Культуры» поговорили с заслуженным тренером СССР, десятикратным победителем мировых первенств Владимиром Янко.

культура: Шведы серьезно стали готовиться к домашнему турниру сразу после поражения на прошлогоднем чемпионате мира в Хабаровске. Наша дружина в состоянии справиться со сверхмотивированным соперником на его территории?
Янко: Уверен, «Тре крунур» сейчас намного сильнее. В команду вернулись восемь человек из клуба «Вилла-Лидчепинг», действующего обладателя Кубка мира. В прошлом сезоне парни что-то не поделили с местной федерацией, но сейчас все проблемы решены и шведы предстали в боевом составе. Нашим ребятам будет непросто отстоять чемпионское звание, но тем интереснее наблюдать за турниром.

культура: В Швеции уделяется большое внимание развитию бенди. В маленькой по сравнению с Россией стране гораздо больше полей с искусственным льдом. В будущем подобный дисбаланс может сказаться не в нашу пользу?
Янко: Мы говорим об одной из самых развитых экономик мира. В плане инфраструктуры они нас опережают. В Швеции семь специализированных стадионов для бенди, а сам вид спорта входит в тройку наиболее популярных в стране. Если не поднять статус хоккея c мячом в России, то нам все сложнее будет переигрывать скандинавов. У нас слишком увлеклись делением на олимпийские виды и все остальные.

культура: В связи с этим — верите в олимпийские перспективы хоккея с мячом?
Янко: А наш вид спорта уже давно является олимпийским, просто никак не может пробиться в официальную программу. В 1952-м он был представлен в Хельсинки, но в качестве демонстрационного вида. Международная федерация хоккея с мячом во главе с Борисом Скрынником двигается в верном направлении. Есть надежда, что русский хоккей появится на Олимпиаде-2022 в Пекине. К слову, на Универсиаде это уже произошло. В Красноярске бенди покажем во всей красе.

культура: Насколько известно, Вы не очень любите слово «бенди»?
Янко: «Русский хоккей» мне нравится куда больше. Это национальный вид спорта, в который не так давно играли в каждом дворе. Почему мы должны заимствовать иностранные слова, тем более когда речь идет об исконно нашем, родном. Обратите внимание, сколь бережно за рубежом относятся к своим изобретениям. Как говорится, руками не трогать! Нам же от дедов досталась великолепная игра, которой надо гордиться, — не забывать о своих корнях. Удивительно, почему в стране не все понимают ее значимость...

культура: Однажды Вы сказали, что сборную России по хоккею с мячом можно сравнить с командой Бразилии по футболу в ее звездные годы...
Янко: Это сказал не я, а один американский журналист, постоянно пишущий о русском хоккее. Он сравнил сборную Швеции с немцами в футболе. Тогда я спросил, а с кем можно сопоставить нашу дружину. Он ответил, что мы, как бразильцы, такие же элегантные. А потом добавил фразу, что Россия всегда забьет на один мяч больше любого соперника. Но время идет, все меняется. Уже нет тех бразильцев с их неповторимой техникой. Да и хоккей с мячом изменился, стал намного жестче, время романтиков ушло.

культура: Когда поняли, что русский хоккей — Ваш вид спорта?
Янко: Мое детство прошло в столичном районе Кунцево, на улице Петра Алексеева. Тогда все летом играли в футбол, а зимой переключались на хоккей. Одно время больше считал себя футболистом, выступал за «Динамо-2», но когда пришлось делать выбор, долго не сомневался. По своей сути виды спорта очень похожи, особенно в тактическом плане. Когда пинали мяч с коллегами из «шайбы», практически всегда побеждали.

культура: Есть конкретные примеры?
Янко: Однажды мы приехали на сборы в Сухуми. Там же тренировалась вторая сборная СССР под присмотром Владимира Юрзинова, а в составе были люди уровня Сергея Федорова и Александра Могильного. Их второй тренер Владимир Васильев стал ко мне еще на пляже приставать: «Давай сразимся в футбол». Отвечаю: «Володь, ну бесполезно Вам с нами играть». Он продолжает: «Нет, давай». Начали, и когда мы им забили пятый, Васильев игру прекратил. Юрзинов хохотал от души. Он любил с нами в футбольчик погонять еще в «Динамо», поэтому понимал, чем все закончится.

культура: Вы всегда отмечали влияние, которое на Вас оказал наставник московского «Динамо» и сборной СССР Василий Трофимов.
Янко: Мне повезло с великолепным учителем. Василий Дмитриевич ставил перед нами максимальные задачи. Его уважали за тренерский дар и великолепную игровую карьеру. Трофимов был уникальным спортсменом. Он становился чемпионом страны в трех видах — в футболе, хоккее с шайбой и мячом. В качестве тренера восемь раз приводил сборную к победе на мировом первенстве. Любил говорить крылатыми фразами на установках, после чего добавлял: «Это не я придумал. Якушин рассказывал». Речь в данном случае о знаменитом футбольном тренере.

культура: Под Вашим руководством Россия шесть раз побеждала на чемпионате мира. Какой успех запомнился в первую очередь?
Янко: Не живу прошлым. Пускай подсчетами занимаются статистики, а я предпочитаю смотреть вперед. Среди первостепенных задач — подготовка на базе московского «Динамо» высококлассных мастеров, чтобы они поддерживали на  международной арене победные традиции, заложенные несколькими поколениями. Наш президент Николай Барышников прекрасно понимает значение клуба для вида спорта. Наличие в чемпионате страны таких команд, как «Динамо», «Зоркий», «Енисей», придает ему особый статус.

культура: Плотный график работы в «Динамо» позволяет хотя бы изредка выбираться на любимый Вами балет или концерты классической музыки?
Янко: В начале января посетили с женой Большой театр. Смотрели «Щелкунчика». Люблю бывать на концертах Дениса Мацуева. Слушал его в Москве и Иркутске, когда там работал. Еще нравятся композиции в стиле ритм-энд-блюз. К примеру, Барри Уайт. Из эстрадных исполнителей отдаю предпочтение Юрию Антонову. А дома с удовольствием пересматриваю комедии Леонида Гайдая. Многие фразы из его фильмов стали крылатыми и ушли в народ.


Фото на анонсе: Игорь Онучин/РИА Новости