Алексей Якименко: «Чемпион прошлых лет проиграет нынешнему крепкому середняку»

Георгий НАСТЕНКО

31.10.2018

Алексей Якименко, один из наиболее титулованных фехтовальщиков мира, ставший тренером и директором детско-юношеской спортивной школы, празднует 35-летие. Корреспондент «Культуры» побеседовал с атлетом о том, как меняется фехтование и к чему теперь готовят молодежь. 

культура: Вы начали заниматься спортом очень рано. Чья была идея?
Якименко: У папы был друг, тренер по фехтованию, и меня к нему отвели. В родном Барнауле находилась только школа сабли, поэтому со специализацией определился сразу. В 14 лет самостоятельно перебрался в Москву. Меня пригласили в Училище Олимпийского резерва № 1 в Чертаново, где сейчас работаю директором ДЮСШОР по фехтованию МГФСО Москомспорта. Жил в общежитии, а родители переехали много лет спустя. Конечно, мне, подростку, тяжело приходилось в интернате, в столице никаких родственников, а в Барнаул летал крайне редко. Второй раз не хотел бы все это пережить. Но трудности закалили и принесли результат.

культура: Кроме фехтования, чем еще увлекаетесь?
Якименко: Футболом и легкой атлетикой. Правда, когда начал попадать в юношеские сборные, мне запретили играть в мяч из-за повышенной травмоопасности. Только после завершения активной карьеры «вернулся» в футбол и с удовольствием играю пару раз в неделю. К хоккею пристрастился, освоил его с нуля в 32 года. Раньше не умел даже кататься на коньках. Помогли индивидуальные занятия с тренером. Сейчас выступаю в Ночной лиге. Здесь дилетантам проще, поскольку запрещены силовые приемы.

культура: Десять лет Вы задавали тон в мировой сабле, выиграли множество золотых медалей на чемпионатах мира и Европы, но с четырех Олимпиад привезли всего одну «бронзу». Почему не удавалось реализовать на Играх весь потенциал?
Якименко: Действительно, завоевал бронзовую медаль в Афинах-2004. Каждая отдельная неудача имела свои причины. Что-то не складывалось в подготовке, психологии, досаждали травмы. И все это происходило именно в олимпийские годы. Предыдущие ошибки разбирал, учитывал, каждый раз вносил изменения. Вот и на последние Игры в Рио приехал за три недели до начала соревнований. Теперь думаю, что зря. Может быть, длительная акклиматизация организма принесла не столь много пользы, зато долгое ожидание морально подкосило, ведь за полгода до Олимпиады выиграли в Бразилии чемпионат мира в команде. Вспоминая олимпийские бои, не перестаю удивляться: уступил таким соперникам, которых мог бы даже сейчас победить. Все причины провалов разобрал, но чтобы их внятно изложить, потребовался бы если не целый научный труд, то как минимум дипломная работа в институте физкультуры.

культура: А какая Олимпиада из четырех Вам больше понравилась?
Якименко: Выделю Игры в Афинах. Мне было 20 лет, поэтому остались отличные юношеские воспоминания. А что касается бытовых удобств, то в Рио в Олимпийской деревне мы прожили лишь сутки, потом нас поселили отдельно. Федерация создала идеальные условия для спортсменов.

культура: Фехтовальщики 1960–1970-х рассказывали, что в сборной СССР лидеры были не только спарринг-партнерами для молодых, но и фактически тренерами. Сейчас в команде похожая ситуация?
Якименко: В нашем виде спорта в сборной всегда тянутся за сильнейшим, особенно во время командных соревнований и подготовки к ним. Я был капитаном сборной, до меня Станислав Поздняков, до него Григорий Кириенко. Опытный мастер всегда подсказывает молодому. Иногда это происходит непроизвольно, помимо желания лидера. Но сейчас спорт поднялся на такой уровень, что у каждого должна быть узкая специализация. Нельзя распыляться. В работу играющего тренера неизбежно вмешается сумбур.

культура: Отечественная школа фехтования считается одной из лучших в мире. Насколько было оправданно приглашение француза Кристиана Бауэра в нашу сборную на пост генерального менеджера по сабле?
Якименко: В 1990-х из России уехали многие хорошие тренеры, образовались дыры в кадрах на всех уровнях — от сборной до спортшкол. Бауэр упорядочил работу в национальной команде, много полезного сделал. Параллельно продолжают успешно трудиться и многие российские наставники. Хотя даже на их фоне француз удивляет работоспособностью и фанатизмом. Он готов быть в зале днем и ночью. В такой ситуации стремление к жесткой дисциплине выглядит естественным. Кристиан замыкает на себе все процессы. Со мной в том числе становился в пару, и мы отрабатывали отдельные элементы.

культура: Ветераны рассказывали, что судьи из СССР «симпатизировали» итальянским фехтовальщикам, и это было взаимно. Венгры, в свою очередь, «дружили» с французами. В современном спорте такие отношения возможны?
Якименко: Нет. Раньше на высшем уровне выступали СССР, Венгрия, Италия, Франция, а атлеты из других стран выигрывали от случая к случаю. Теперь в мировой элите — представители двадцати государств. А по юниорам и того больше. Часто побеждают спортсмены Азии, Африки, Латинской Америки. Возможно, у кого-то и есть «любимый» судья, но я эту логику постичь даже не пытался, а просто выполнял свои задачи.

культура: Фехтование привязано к крупным городам. Как часто удается бывать на природе?
Якименко: Мы постоянно тренировались на «Озере Круглом», а там отличный лес. И сейчас живу за МКАД. Когда выбираюсь на отдых, предпочитаю активно проводить время на природе: футбол, поход в горы, сплав по речке. Моя мечта — попасть на Дальний Восток, на Камчатку. Конечно, прекрасен и мой родной Алтай. Из других мест в России нравятся Сочи, Казань, Санкт-Петербург...

культура: Удивительно, как находите время на отдых, с учетом тренерской и административной деятельности.
Якименко: Я как директор ДЮСШОР по фехтованию обычно нахожусь в рабочее время в Чертаново. А всего у нашей школы в Москве пять баз. В Зеленограде — сабля. В Бутово и Братеево — шпага. В Чертаново — рапира и сабля. Это полноценные залы, где прекрасно организована работа в различных дисциплинах. Всего у нас занимаются более 650 детей. Кроме того, тружусь старшим тренером молодежной (до 24 лет) сборной России по сабле, у мальчиков и девочек. Поэтому не только сижу в кабинете или веду переговоры, но и часто прихожу в зал, выслушиваю тренеров, делюсь с ними впечатлениями. Ежедневно фехтую, но не к ветеранским соревнованиям готовлюсь, а непосредственно занимаюсь развитием молодых талантов. Построил работу таким образом, чтобы все замыкалось на мне. Это трудоемко, но так проще контролировать административный и тренировочный процесс, а не разделять их. Пока ты молодой и энергичный, этот путь самый короткий к успеху. Генеральный директор МГФСО одобряет мою деятельность на посту старшего тренера молодежной сборной России. Ведь таким образом я приобретаю опыт, необходимый для работы в ДЮСШ, и нахожусь в курсе всех современных тенденций в нашем виде спорта. У меня совмещение получается, хотя и ценой большого напряжения. Командировки бывают с пятницы по понедельник, так что фактически работаю без выходных.

культура: Сложно уделять достаточно времени семье?
Якименко: Иногда даже по телефону не удается поговорить. Моя жена Анна Якименко-Илларионова тоже занималась фехтованием, была призером молодежного чемпионата мира и Всемирной Универсиады, причем в личных соревнованиях. Сейчас она работает тренером в УОР № 3, и довольно успешно. Недавно ее ученик выиграл всероссийский турнир. Детей у нас пока нет, но общих интересов, как видите, много.

культура: По современным стандартам в секции фехтования набирают детей восьми — десяти лет. Хотя раньше будущие великие чемпионы приходили в спорт и позже. Виктор Кровопусков начинал в тринадцать, а Галина Горохова и вовсе в семнадцать...
Якименко: Не хочу обидеть славных ветеранов, но чемпион прошлых лет проиграет нынешнему крепкому середняку. Во всех видах спорта, где важны координация и техника, значительно выросли требования, в том числе и к физической подготовке, не говоря уже о методике и технологии. С четырнадцати лет уже выступают на первенстве России, с десяти — на региональных турнирах. Соревновательная практика очень важна, но ведь до того надо освоить азы и не иметь пробелов в технике. Хотя тренеры стараются первым турнирам придать развлекательный характер и не настаивают на победе любой ценой.


Справка «Культуры»

Алексей ЯКИМЕНКО

Родился 31 октября 1983 года в Барнауле.

Достижения: восьмикратный чемпион мира, тринадцатикратный чемпион Европы, трехкратный обладатель Кубка мира, трехкратный победитель мирового первенства среди юниоров, трехкратный чемпион Европы среди юниоров, пятикратный победитель Всемирной Универсиады, бронзовый призер Олимпийских игр. Завоевал более 50 медалей на международных соревнованиях.


Фото на анонсе: Станислав Красильников/ТАСС