Алексей Попов: «К организации Гран-при России не смогла придраться даже британская пресса»

21.03.2018

Дмитрий ЕФАНОВ

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости23 марта в Мельбурне стартует новый сезон «Королевских автогонок». Ожиданиями от предстоящего чемпионата и дебюта в «Уильямсе» Сергея Сироткина, восходящей звезды автоспорта, с «Культурой» поделился российский голос «Формулы-1» Алексей Попов.

культура: Последние четыре года в чемпионате доминирует «Мерседес». У Вас есть ощущение, что в стартующем сезоне соперники смогут бросить гегемону серьезный вызов или «Серебряные стрелы» продолжат победную «династию»?
Попов: По предсезонным тестам сложно делать выводы. Ждать кардинальных перемен в раскладе сил не стоит, поскольку в техническом регламенте не произошло значительных изменений. Найти решение, которое позволит сделать резкий скачок вперед, весьма непросто. Подобное удалось «Брауну» в 2009 году, и в итоге Дженсон Баттон взял титул. Сейчас на это рассчитывать трудно, конструкторы предпочитают действовать эволюционным путем без резких движений. В свое время «Мерседес» сделал очень удачный мотор и конкуренты, как ни пытаются, никак не могут достичь уровня лидера. Поэтому не вижу, где немецкая команда может допустить просчет и провалиться. Но не стоит говорить о тотальном превосходстве чемпионов. Если вспомнить прошлый сезон, то на протяжении большей его части «Феррари» навязывали фаворитам жесткую борьбу. Команду из Маранелло подвели азиатские этапы, где она столкнулась с набором различных проблем. Благодаря этому Льюис Хэмилтон резко вырвался вперед и своего в итоге не упустил, оформив четвертый чемпионский титул. Так что не стоит заранее отдавать победу «Мерседесу».

культура: Значит, нас ожидает конкурентный чемпионат?
Попов: Борьба обязательно будет. «Феррари» и «Ред Булл» не стоят на месте. В отдельных гонках могут себя проявить пилоты «Рено», «Макларена» и даже «Хааса». Если так называемый второй дивизион подтянется к первому, от этого все только выиграют. Но надо понимать, что в истории «Ф-1» в разные периоды времени не существовало больше квартета лидеров. В отличие от американских серий, в «Королевских гонках» никогда не стояло на старте сорок машин, каждая из которых может рассчитывать на победу. И если «Формулу-1» на протяжении десятилетий любят во всем мире, то не стоит изобретать велосипед в виде шоу, где все всех обгоняют. Кто-то приводил хороший пример, что, несмотря на огромное количество забитых мячей в баскетболе, футбол продолжает оставаться спортом номер один, даже с учетом скромной результативности. В гонках схожая ситуация.

У нас часто спрашивают, почему мы не показываем другие автоспортивные соревнования. Ответ прост: рейтинги. Любая серия, наша или зарубежная, собирает в двадцать раз меньше аудиторию, чем «Ф-1». Единственное исключение — Бизон-Трек-Шоу в Ростове. Великолепно организованное и захватывающее зрелище. Настоящие трактористы на боевой технике демонстрировали чудеса мастерства. Причем особо мероприятие не рекламировали, показали через два дня в записи, а рейтинг был сопоставим с Гран-при России в Сочи. Возвращаясь к «Королевским гонкам», стоит сказать, что их популярность в нашей стране всегда была на очень высоком уровне, в том числе и в 90-е годы, когда о собственной трассе и российском пилоте приходилось только мечтать.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАССкультура: К слову, о наших гонщиках. В одной из старейших команд чемпионата дебютирует 22-летний Сергей Сироткин. Как расцениваете его перспективы в «Уильямсе»?
Попов: Сергея знаю с восьмилетнего возраста. Вместе участвовали в гонках на картодроме, и уже тогда мальчик ехал на физически сложной трассе быстрее многих взрослых. Талант был очевиден. Когда он стал появляться на пороге младших «формул», то я знал эту фамилию и многого от парня ждал. Помню, на него нападали, когда в семнадцать лет подписал контракт с «Заубером». Мол, куда он лезет. Попрекали папой миллиардером. А отец у Сергея — членкорр РАН. Получается, человек с детства столкнулся с психологическим прессом, потоком несправедливых замечаний в своей адрес. Но выдержал — не сломался. Характер у Сироткина есть. «Уильямс» же не просто его пригласил. Дайте человеку хотя бы половину сезона, тогда можно будет делать определенные выводы. Уверен, что наш гонщик посрамит скептиков.

культура: Права на ошибку у Сироткина не будет. На лидерство в «Уильямсе» претендует канадец Стролл. За плечами Лэнса полноценный сезон в «Ф-1» и отец миллиардер, который не скупится на гоночную карьеру сына. А в качестве резервного пилота звездный поляк Роберт Кубица, вернувшийся после тяжелой травмы. По итогам некрасивой истории с Даниилом Квятом нет уверенности в объективном отношении к российским пилотам. Сначала Даню выставили из «Ред Булла», освободив место Ферстапену после «шантажа» со стороны его родителя, а потом попросили и из дочерней команды «Торо Россо»…
Попов: С Даниилом, конечно, поступили по-свински. Парня сломали, причем сделали это дважды. Здесь надо понимать систему «Ред Булла», жернова которой перемололи массу талантливых пилотов: Буэми, Бурдэ, Альгерсуарри, Алешина…

культура: В отличие от них, Квят показывал действительно высокие результаты. По итогам дебютного сезона опередил в чемпионате лидера команды Даниэля Риккардо. Да и на момент ссылки в «Торо Россо» в отличие от австралийца приехал на подиум в Китае. В прошлом году вообще не дали завершить сезон, заменив на возрастного новозеландца Хартли.
Попов: Думаю, к тому времени произошел уже кардинальный надлом в отношениях. Все черепки были разбиты и склеить их не представлялось возможным. Наверное, когда-нибудь Даниил расскажет, что происходило за закрытыми дверями.

культура: Теперь Квят — пилот по развитию «Феррари», что в основном подразумевает работу на компьютерном симуляторе.
Попов: Не забывайте, что «Феррари» — это глобальная структура. У россиянина есть шанс стать заводским гонщиком. Речь идет не только о «Формуле-1». Понимаете, если пилот разругался с топ-командой, а его отец не миллиардер, то остается не такой большой выбор. Можно повесить шлем на гвоздь, но как это сделать, когда ты с детства посвятил себя одному делу? Другой вариант — устроиться в еще более мощную контору, пускай она и не обещает тебе место боевого пилота. Большинство людей просто не представляют себе гигантского объема работы в «Феррари». При слове симулятор у болельщиков возникает ассоциация с игровой приставкой. На самом деле все намного сложнее. Трудиться приходится на протяжении целого гоночного уик-энда, в том числе и ночью. Присутствует постоянная связь с инженерами. Наработки, произведенные на свободных заездах, тут же с небольшими изменениями воспроизводят на базе. Работать Дане предстоит много, и все зависит от него. Не стану говорить, что Квят по ходу сезона заменит в основном составе Кими Райкконена. Скорее всего, этого не произойдет. Тем не менее надо быть готовым, если выпадет шанс. Россиянин все же остался в обойме «Формулы-1», да еще и в составе самой титулованной и популярной команды.

Фото: Reuters/Pixstreamкультура: Контракт на проведение Гран-при России подписан до 2025 года. В нынешней геополитической ситуации это достаточная гарантия или в любой момент страну могут лишить статусного соревнования?
Попов: Представить такое сложно, хотя беспрецедентное давление, оказанное на МОК накануне Олимпиады в Пхенчхане, показывает, что все возможно. Если новых американских владельцев «Королевских гонок» начнут всерьез запугивать, то, может быть, они и пойдут на разрыв контракта. Но не забывайте о Международной федерации автоспорта, которую возглавляет Жан Тодт. Француз относится к нам максимально лояльно. Когда отдельные персонажи пытались делать выпады в наш адрес, он снимал эти вопросы с повестки дня еще до официальных обсуждений. Поэтому, с точки зрения спортивных властей, проблем быть не должно.

культура: За 25 лет Вы посетили сотни гонок. Можете сравнивать организацию Гран-при России с аналогичными соревнованиями за рубежом?
Попов: Я был практически на всех новых этапах, которые появлялись в международном календаре. Везде, за исключением Индии, впечатления остались хорошие. Но увиденное в Сочи превзошло все ожидания. Без оговорок, наш Гран-при можно сравнивать с самыми престижными этапами с многолетней историей. И по большей части сравнение в нашу пользу. Конечно, пригодился опыт Сочи-2014. Олимпиада была блестяще организована. И если смогли провести форум, в котором задействованы десятки объектов, то у меня лично не возникало сомнений, что через несколько месяцев на одном конкретном участке все будет сделано как надо. Но между «хорошо» и «великолепно» — большая разница. 

Фото: Reuters/PixstreamНаш Гран-при действительно заслуживает самых ярких эпитетов. Организация настолько безукоризненная, что не смогла передраться даже обычно едкая по отношению к России британская пресса. Некоторые ее представители еще пытаются надевать маску политкорректности, но большинство настроены откровенно враждебно. После удачного дебюта опасался, что на второй год организаторы расслабятся и дадут повод критикам. Но промоутеры тоже это понимали и провели гигантскую работу. Сделали специальный опросник, который учитывал малейшие пожелания людей. Мы ждем в октябре уже пятый Гран-при и за четыре предыдущих не получили ни одного серьезного нарекания. Плюс к тому классная инфраструктура вокруг автодрома. Прекрасный вид с трибун на горы, море в паре шагов, замечательный парк аттракционов. На «Ласточке» можно быстро домчаться до центра Сочи. Или за полчаса по отличным дорогам доехать до Красной Поляны, покататься на лыжах. Я десять лет прожил в Монако и несколько раз ездил в Приморские Альпы. Там дорога гораздо хуже. Приятно осознавать, что в России могут делать столь масштабные проекты на высочайшем уровне.

культура: Мир «Формулы-1» захватывающий и временами трагичный — отличное поле деятельности для кинематографистов. Но фильмы о «Королевских гонках» можно пересчитать по пальцам одной руки…
Попов: В 2013 году вышла очень хорошая картина — «Гонка». Она рассказывает о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта за чемпионскую корону в 1976 году. Может быть, и не надо делать много вещей на спортивную тему, чтобы не размениваться на мелочи. Вроде той «голливудщины», что в начале 2000-х устроил Сталлоне. Американец долго бродил по паддокам «Ф-1», но в итоге решил снимать сказку о заокеанских гонках. Лучше редко, да метко. К примеру, недавно вышедший фильм «Движение вверх» приятно удивил. Я не очень люблю баскетбол, но художественное воплощение победы 1972 года посмотрел с удовольствием. Великолепное зрелище.

культура: Недавно вышла Ваша книга «Российский голос «Формулы-1». Довольны результатом?
Попов: Для меня это был новый опыт. В отличие от блога в интернете или репортажа, в книге появляется далеко не все, что хочет сказать автор. Есть издательство, которое и заказывает музыку. Формат книги — постоянный поиск компромиссов. Честно говоря, вообще хотел отказаться от этой идеи, но меня уговорили продолжить. Из личного там первая и заключительная главы. Пытался по ходу книги вставлять и иные личностные моменты, но многое вычеркивалось. C другой стороны, я и не планировал писать автобиографию. Одним словом, осталось недовольство от проделанной работы. Думал, что и читательские отзывы будут в негативном ключе, поэтому удивился, получив от людей сотни писем с благодарностями за книгу. Но, честно признаюсь, сейчас не готов взяться за продолжение. Пока непонятно в каком ключе писать, чтобы соблюсти необходимый баланс между воспоминаниями о гонках, репортажах и околоспортивных моментах. И еще один немаловажный аспект — это очень много работы за скромные деньги. Может, миллиардеры и могут себе позволить сидя у камина неспешно надиктовывать мемуары, но я не столь богат и как отец троих детей должен думать в том числе о хлебе насущном.

культура: События в книге заканчиваются 2002 годом, когда Вы уехали из Монако и вернулись в Москву, где продолжили комментировать гонки. Чем запомнились десять лет в княжестве и почему решили перебраться домой?
Попов: В моей жизни одновременно произошло несколько важных событий. Во-первых, развелся с женой-француженкой и к тому моменту жил один. В то же время работы в Монако стало меньше, а в России, напротив, создавался спортивный канал, в штат которого меня пригласили. До этого с РТР сотрудничал по договору и ездил комментировать Гран-при из Монако. Таким образом, в Европе меня уже ничто не держало. Более того, я не видел для себя трагедии в отъезде из княжества. С одной стороны, меня можно назвать гражданином мира, но в то же время я патриот России. И жизнь на Западе меня в этом только убедила.


Фото на анонсе: Михаил Корытов/РИА Новости

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть