Раиса Сметанина: «Училась на дощечках с ремешками из оленьей кожи»

Георгий НАСТЕНКО

01.03.2017

На днях легендарная лыжница Раиса Сметанина отметила 65-летний юбилей. И, честно говоря, удивительно, почему история четырехкратной олимпийской чемпионки до сих пор не нашла отклика в сердцах кинематографистов.

Рая появилась на свет в маленькой деревушке в Ижемском районе Коми. Родители — потомственные оленеводы. Первые лыжные навыки девочка приобретала, бегая по тундре. Взлет к вершинам мирового спорта не изменил ее характера. Сметанина осталась добрым, отзывчивым и скромным человеком. На последнем качестве акцентируют внимание все без исключения коллеги. Говорят, Раиса Петровна даже рада, что родилась 29 февраля и день рождения можно справлять раз в четыре года. По этой же причине она практически не появляется на публике и редко дает интервью. Для «Культуры» Сметанина сделала исключение, ответив на несколько вопросов. 

культура: В каком возрасте впервые встали на лыжи?
Сметанина: Затрудняюсь сказать, потому что самого момента не помню. Возможно, сразу, когда начала ходить. Но данный инвентарь назвать беговыми лыжами можно весьма условно — папа выстрогал две маленькие дощечки и приделал к ним крепления в виде ремешков из оленьей кожи. Родители почти круглый год проводили на дикой природе со стадами.

культура: Значит, и Вы какое-то время жили в домике из шкур?
Сметанина: Да. Вместе с сестрой и пятью братьями. Порой зимовали в этих складных жилищах. По достижении нами семилетнего возраста родители отдавали нас в школу-интернат, где навещали лишь несколько раз в году. К тому времени на уроках физкультуры катила по лыжне весьма уверенно.

культура: Старшие братья как-то повлияли на Ваше увлечение?
Сметанина: В определенной мере, хотя они больше отдавали предпочтение таким национальным видам спорта, как прыжки в длину через нарты, метание аркана и топора...

культура: Пробовали силы в этих дисциплинах?
Сметанина: Ну что вы! Я стеснялась. Это же занятия чисто мужские. А лыжи, конечно, любила с детства и старалась участвовать во всех возможных соревнованиях.

культура: Когда почувствовали, что Вас ждут большие победы на международном уровне?
Сметанина: Я вообще начала систематически тренироваться лишь в пятнадцать лет — до того бегала на лыжах только на физкультуре или с друзьями. Поэтому, когда поступила в педагогическое училище, не была сильнейшей даже в группе у первого тренера Германа Харитонова. Результаты росли постепенно. Период прогресса растянулся на долгие годы, что стало возможным благодаря труду моих наставников. Помимо Харитонова, большой вклад в олимпийские успехи внесли тренеры национальной сборной — Виктор Иванов и Александр Грушин. 


Прямая речь

Светлана НАГЕЙКИНА, олимпийская чемпионка Калгари-1988:

— Когда Раиса Петровна находилась в зените славы, я была молодой девчонкой. Вырезала из газет и журналов ее фото. Впервые попав в сборную, поначалу слово ей стеснялась сказать. Она же в повседневной жизни оказалась очень скромной, сдержанной, никогда не вступала в споры, не участвовала в интригах. При этом владела артистическим даром и в узком кругу прекрасно пародировала людей. Самое интересное, что тихий характер не мешал ей обладать большим авторитетом в команде. Уважением пользовалась безграничным. К мнению Сметаниной всегда прислушивались, хотя она никогда не навязывала свои взгляды. 

Александр ГРУШИН, главный тренер сборных СССР и России в 1984–2002 годах:

— В 1986-м Раиса перешла тренироваться в мою группу. Она к тому моменту была титулованной спортсменкой, но без звездного апломба. Являлась истинным вожаком команды, заботилась о более юных коллегах, как наседка о цыплятах. Очень помогала мне «разруливать» конфликты, которые неизбежно возникают в женских коллективах. Частично выполняла даже роль тренера. В то же время старалась не оказываться в центре внимания. Некоторые жить не могут без публичной похвалы, а Сметанина — наоборот. Северные люди привыкли мало говорить, но много делать. Желаю Рае отменного здоровья и хочу, чтобы она передавала свой богатейший опыт молодым спортсменам. Сейчас наша чемпионка слишком замкнуто живет. Хорошо, что подруги ее не забывают и местные власти к ней тепло относятся. Но надо чаще бывать на людях. Такой человек никому не будет в тягость. Сметанину все любят и уважают. Лыжной федерации нужно быть более активной — решительнее приглашать Раису на различные мероприятия. Обидно, что поколение, принесшее стране так много успехов, становится все менее заметным.

Михаил ДЕВЯТЬЯРОВ, олимпийский чемпион Калгари-1988: 

— Первое, что приходит на ум, когда говоришь о Раисе Петровне, — это ее красивый, на редкость легкий бег по лыжне. Коньковый ход начали осваивать лишь в период заката ее карьеры, но классика в исполнении Сметаниной — это классика! Столь идеальная техника, во-первых, была заложена природой — врожденной координацией движений, во-вторых, грамотной работой наставников. В большом спорте, особенно в женских командах, обычное явление, когда старожилы-ветераны ревниво относятся к новичкам. Но ничего подобного не было у Раисы Петровны: молодежь всегда находила в ее лице поддержку и при необходимости реальную помощь. Отбегав на высшем уровне до 40 лет, Сметанина затем очень неплохо трудилась тренером. Не знаю, почему о данном факте редко упоминают. А главная ее роль — это популяризация лыж, спорта и здорового образа жизни. Всем приезжающим в Сыктывкар советую посетить музей великой чемпионки — крайне интересная экспозиция.



Фото на анонсе: Юрий Осетров/ТАСС