Карлсен — Карякин: шашки наголо

Дмитрий ЕФАНОВ

01.12.2016

В Нью-Йорке завершился матч за звание чемпиона мира по шахматам. Норвежец Магнус Карлсен в острейшей борьбе с россиянином Сергеем Карякиным смог отстоять звание сильнейшего на планете.

Впервые за восемь лет на титул претендовал отечественный гроссмейстер. Карякин заслужил шанс, победив на изматывающем турнире претендентов, где каждый соперник видел себя будущим чемпионом. Тем не менее блестящий успех россиянина не впечатлил всезнающих экспертов, которые в один голос пророчили триумф норвежцу.

Отчасти это объясняется тем, что репутация Карлсена порядком опередила его реальные возможности. Магнуса сравнивали с безошибочной машиной, под чудовищным прессом которой сломается любой претендент. Трехнедельная битва в Нью-Йорке показала, что это далеко не так.

Если оставить в стороне приписываемые чемпиону гипнотические способности, то — помимо природного таланта и тактической гибкости — «викинг» берет оппонентов измором. Многоопытный Виши Ананд, три года назад на экваторе чемпионского сражения был настолько измотан, что в конечном итоге сдал концовку практически без боя. В 2014-м в Сочи — картина повторилась. 

В противостоянии с Карякиным поклонники норвежца ожидали столь же убедительного превосходства. И просчитались. Стоило учесть, что Сергей — ровесник Магнуса, и с помощью своей профессиональной команды серьезно подготовился к матчу, не только тактически, но и физически. 

Партию за партией россиянин уверенно выдерживал давление, блестяще работая в защите. Гром грянул в восьмом «раунде», когда Карякин черными прервал ничейную «засуху». В этот момент с норвежца слетела маска бездушной машины, и он в одночасье превратился в дерганого молодого человека, сбегающего с пресс-конференции через две минуты после ее начала.

Шахматный мир всполошился. Назревала сенсация. 

В подобных ситуациях боксеры обычно бросаются добивать противника. Сергей мог победить в девятой партии и не уступить в десятой, если бы пошел на вариант с вечным шахом, но не рискнул. Понять россиянина и его команду можно. С рациональной точки зрения в столь изнурительном противостоянии перевес в одну победу виделся весомым преимуществом, но удержать его не удалось. 

Карлсен вздохнул с облегчением, и норвежская машина снова заработала на полную мощь. В одиннадцатой партии он легко согласился на мирный исход, играя черными фигурами. А затем нанес решающий удар. В то время как Карякин напряженно готовился к финальной битве и разрабатывал варианты защиты, Магнус спокойно набирался сил, поскольку изначально настроился на быструю ничью. «Основное время» не выявило победителя — матч перешел в овертайм. 

Соперникам предстояло сыграть четыре партии в быстрые шахматы, в которых чемпиону нет равных. Сергей достойно выглядел в первой и блестяще защищался во второй, но дальше сказалось преимущество Карлсена в скорости. В классических шахматах претендент с большей долей вероятности справился бы с поставленными перед ним задачами, но в ситуации, когда на принятие ключевых решений отведены считанные минуты, Карякин стал ошибаться и проиграл. 

Нашим болельщикам остается только досадовать, что древнейшая игра пошла по пути многих видов спорта, добавив в состязание умов элемент шоу. Пенальти в футболе или буллиты в хоккее тоже напоминают лотерею. Шахматный же тай-брейк скорее походит на другую, на порядок более простую, настольную игру — шашки. Шашки наголо — и понеслось...

В этой связи многие гроссмейстеры старой школы высказывают мнение, что справедливее выявлять чемпиона в классическом варианте. Если основная программа заканчивается вничью — играть до первой победы.  

Впрочем, это тема для дальнейших дискуссий. Нам же стоит констатировать — Сергей проиграл. Но это поражение стоит многих побед. Впервые за долгие годы в стране вернулся интерес к шахматам. Их стали обсуждать, прикидывать шансы, спорить. По телевидению велись прямые трансляции с профессиональным разбором экспертов. 

Не секрет, что после блистательного выступления наших фехтовальщиков на Олимпиаде в Рио, приток в секции юных мушкетеров многократно возрос. Возможно, нечто подобное произойдет и с шахматами. Битвы интеллектов снова в моде. 


Прямая речь

Евгений Томашевский, чемпион Европы 2009 года:

— Накануне встречи многие специалисты явно занижали возможности Карякина. И для них стало сюрпризом, что классическая часть закончилась вничью. Слышны разговоры, что белые фактически не создали угрозы черным. Это объяснимо. В матчах, когда можно детально подготовиться к большинству вариантов, преимущество белых утрачивает силу. Черные благодаря домашним заготовкам порой представляют даже большую угрозу. 


Юрий Балашов, победитель шахматной Олимпиады-80:

— Приятно, что наш соотечественник после длительного перерыва сыграл в матче за звание чемпиона мира. Он прекрасно выглядел в классических шахматах. В то же время Карякин не предложил новых идей. Если Сергей хочет вернуться к борьбе за титул, то необходимо делать поступательные шаги вперед.