Елена Дементьева: «За вторые места бороться неинтересно»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

12.10.2016

Одна из самых успешных и красивых спортсменок России после завершения карьеры решила посвятить себя журналистике. Правда, в новой профессии надолго не задержалась. Причина уважительная — рождение дочери Вероники в апреле 2014-го. А в этом году в семье теннисистки Дементьевой и хоккеиста Максима Афиногенова случилось пополнение — на свет появился маленький Сережа. Сейчас Елена полностью погрузилась в семейные хлопоты, но в канун своего 35-летия нашла время ответить на вопросы «Культуры».

культура: Дочка уже понимает, какие у нее знаменитые родители?
Дементьева: Папу на экране Вероника узнает. Радостно кричит «гол!». Даже пытается брать в руки какие-то палочки и подражать ударам клюшкой. Я же для нее остаюсь не более чем просто мама. По телевизору Вероника меня еще не видела. Так что хоккей ее привлекает больше, чем теннис. Но я не думаю, что дочка будет всерьез заниматься столь суровым спортом.

культура: Максим лучше в теннисе разбирается или Вы — в хоккее?
Дементьева: Очень люблю следить за ледовыми баталиями. Мне вдвойне интересно, ведь переживаю за мужа. Но что знакома со всеми нюансами — утверждать не стану. А Максим не только смотрит теннис как зритель, но и сам неплохо играет, ведь его сестра выступала на профессиональном уровне. Потому у супруга в этом вопросе преимущество. К слову, меня в узком семейном кругу называют «антиспорт», поскольку не слишком интересуюсь другими видами. 

культура: Опытная мама Мыскина дает советы?
Дементьева: Настя — настоящая героиня, у нее три мальчика. Но больше тут мне подсказывала Алина Жидкова — у наших детей одинаковая разница в возрасте. Я же в свою очередь делилась опытом с Машей Кириленко и Верой Звонаревой, которые родили после меня. 

культура: Вам кто-то помогает с детьми?
Дементьева: Мама и, конечно, Максим. Когда муж дома, он лучший папа на свете. Жаль, что это бывает так редко!

культура: Вы с Максимом встретились благодаря спорту?
Дементьева: Cначала познакомились наши родители. Это случилось на одном из хоккейных матчей в США. Будущий супруг в то время выступал в НХЛ. Мы же впервые пересеклись лишь через несколько лет в Париже. На Открытом чемпионате Франции играла в финале против Насти. Афиногенов приехал на решающий матч с другом, болевшим за Мыскину. По теннисной традиции окончание турнира ознаменовалось небольшим празднованием, на котором Макс сам подошел ко мне и заговорил. Итог беседы — крепкая и дружная семья. 

культура: Когда против мужа на льду действуют по-хамски, сильно переживаете?
Дементьева: Первоначально у меня было очень плохое отношение к тафгаям и даже к силовой борьбе на льду. Я не понимала: зачем устраивать мордобой? Если хочешь показать, что ты лучше, возьми и забей. А нравится драться — можно перейти в единоборства, дабы найти занятие себе по душе. Но Максим долго играл в НХЛ и всегда говорил, что бойцы — часть шоу, ради которого многие зрители и приходят. Сейчас более терпимо воспринимаю, когда скидывают перчатки и бьют друг друга по лицу. Можно сказать, привыкла. Хотя по-прежнему стычкам предпочитаю забитые шайбы, красивые комбинации и скоростные действия на площадке.

культура: Клип Игоря Николаева с Вашим участием меломаны оценили по достоинству...
Дементьева: Наше знакомство вышло неожиданным. Игорь оказался очень приятным, доброжелательным человеком, к тому же любящим теннис. Сам играет хорошо и часто бывает на различных турнирах. На тот момент у меня получился незапланированный отдых, поскольку оказалась вне команды на матч Кубка Федерации, хотя напряженно к нему готовилась. Вот на эти двое суток я и съездила в Петербург на съемки.

культура: Какие впечатления остались от работы на телевидении, где у Вас была своя программа о теннисе?
Дементьева: Спасибо Анне Владимировне Дмитриевой, это ее идея. Мне же хотелось не просто засветиться, а поработать на совесть: в свое время целенаправленно училась на филологическом факультете, на отделении журналистики. Но рождение одного ребенка, а теперь второго заставило отложить рабочие планы в сторону. Конечно, даже при нынешнем бешеном ритме жизни некоторые мамы успевают и за детьми ухаживать, и карьерой заниматься. Я же для себя решила: надо выбрать что-то одно. В настоящий момент в приоритете воспитание малышей.

культура: Вы оканчивали знаменитую «языковую» школу — №1225. Как удавалось хорошие оценки совмещать с регулярным участием в соревнованиях?
Дементьева: Учеба в старших классах проходила в режиме нон-стоп. Занятия, тренировки, турниры... Везде успевала еле-еле, с огромным напряжением сил. В девятом классе просила маму: «Забери меня из школы». Она настояла: «Спорт пройдет, а образование необходимо!» Во всем старалась мне помогать. Вообще многое в жизни у меня получилось благодаря маме.

культура: Учителя шли навстречу?
Дементьева: Всегда занималась хорошо, но постоянные пропуски уроков из-за соревнований вызывали недовольство. Осложнял ситуацию тот факт, что я была единственной спортсменкой в школе. К счастью, успехи пришли ко мне довольно рано, педагоги о них знали и в виде исключения на определенные вещи закрывали глаза. 

культура: Уже в начале карьеры Вы легко раздавали интервью на французском и английском. Спасибо школьной программе?
Дементьева: В отношении французского — все верно. Английский же профилирующим в школе не был. Ко мне несколько раз приходила преподаватель из института иностранных языков, а позднее добирала знания собственными силами. Помогло постоянное нахождение в англоязычной теннисной среде. Регулярное общение с коллегами заметно ускорило процесс. 

культура: Зарубежных классиков в оригинале читаете?
Дементьева: В школе осваивали в основном французскую литературу. К сожалению, без практики язык забывается. Сейчас не могу похвастаться, что возьму любую книгу и с легкостью прочитаю без перевода. 

культура: За исключением общепризнанных мировых шедевров, какое произведение более всего Вас впечатлило? 
Дементьева: В детстве один из тренеров подарил книгу «Не измени себе». Это автобиографическая проза выдающегося прыгуна в высоту 1960-х Валерия Брумеля, написанная в соавторстве с Александром Лапшиным. Она произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление. Долго находилась в моей дорожной сумке и вдохновляла на победы.

культура: Многие выдающиеся мастера, побеждавшие на турнирах серии «Большого шлема», так и не смогли завоевать олимпийское «золото». В Вашем случае все наоборот...
Дементьева: За других не буду отвечать. У каждого своя мечта и приоритеты. В моем понимании Олимпиада — самое важное соревнование. Эмоции переполняют оттого, что побеждаешь не только для себя, но и для своей страны. Великий Роджер Федерер всегда хотел стать триумфатором Игр. Удалось ему это сделать лишь в парном разряде. Он был безмерно счастлив. Принесла бы ему столько же радости победа в паре на любом другом турнире? В 2000-м в Сиднее «серебро» мне досталось намного проще. Во-первых, противники еще в расчет не принимали. Во-вторых, на моей стороне были молодость, кураж, здоровье. В таком возрасте не осознаешь максимальную степень ответственности за результат. В Пекине же точно понимала, зачем приехала. Причем пригодился опыт и Сиднея-2000, и Афин-2004, где испытала массу разочарований. Прошлые поражения тоже помогли справиться с волнением.

культура: Вы завершили карьеру в 29 лет, хотя многие сверстницы выходят на корт до сих пор. 
Дементьева: Мне всегда было интересно бороться только за самые престижные трофеи. В какой-то момент почувствовала, что уже тяжело выполнять ту работу, которая необходима для выступления на высочайшем уровне. А просто так продолжать играть, оставаясь в первой сотне, и даже попадать в полуфиналы — это неинтересно.  

культура: С кем из бывших соперниц поддерживаете отношения?
Дементьева: Со всеми, против кого боролась на площадке. Во время турниров «Большого шлема» проводят матчи «Легенд тенниса». После рождения дочки играла в паре с великой Мартиной Навратиловой. С ней и раньше общались — она всегда отличалась доброжелательностью, давала дельные советы. Но по ходу карьеры ближе сошлась со своими ровесницами — Флавией Пеннеттой, Аи Сугиямой, Мартиной Хингис, Ким Клийстерс, Жюстин Энен. Мы встречались на турнирах с четырнадцати лет. Многие стали мамами, появились новые темы для бесед. 

культура: Несмотря на семейную занятость, продолжаете следить за теннисными событиями? 
Дементьева: При детях стараюсь как можно реже включать телевизор. К тому же в последнее время не припомню по-настоящему захватывающих матчей. В основном интерес к женскому теннису сохранялся благодаря противостоянию Марии Шараповой и Серены Уильямс. А мои сверстницы, блиставшие несколько лет назад и продолжающие выступать, делают это уже далеко не на том уровне. Молодежь же еще не оправдала надежд. Одним словом, идет смена поколений.

культура: Можно ожидать возвращения тех времен, когда половину мест в топ-10 занимали россиянки?
Дементьева: Тогда наш вид спорта в стране был намного популярнее. А пока с нетерпением ждем появления новых звезд. Если честно, не могу объяснить, почему сейчас двадцатилетние реже попадают в элиту, чем мы в их возрасте. Успех складывается из многих факторов: желание, трудолюбие, талант, команда тренеров. Мне кажется, стоит набраться терпения, и большие победы вернутся. Молодому поколению россиянок путь к успеху уже проложен. Нам, первопроходцам, было куда сложнее. 

культура: Ваш юбилей совпадает с началом Кубка Кремля. Собираетесь посетить матчи в «Олимпийском»?
Дементьева: Очень люблю этот турнир и с удовольствием приду, но только не 15-го числа. Мне столько лет приходилось ступать на корт в день рождения. Так что на сей раз хочется спокойно отпраздновать в кругу семьи. 

культура: От кого из участников ждать прорыва — если не на этом Кубке Кремля, то в ближайшие месяцы?
Дементьева: Мне кажется, Кузнецова по своему нынешнему уровню игры могла бы располагаться выше в рейтинге WTA. Находясь в хорошей форме, россиянка способна одолеть абсолютно любую соперницу. Если Свете будут нужны очки для попадания на итоговый чемпионат года, то она непременно порадует московскую публику сильной игрой.

культура: Вы неоднократно участвовали в главном теннисном турнире страны. Какой из них запомнился больше всего?
Дементьева: Мое поколение отечественных теннисистов росло и развивалось вместе с этим соревнованием. В детстве мы ходили смотреть на мировых звезд, которые приезжали в Москву. Мечтали хотя бы просто попасть на корт и подавать мячи легендам. По мере развития карьеры амбиции возрастали: от элементарного участия до победы. Поэтому для меня наиболее памятен 2007 год, когда в финале переиграла Серену Уильямс.