Сергей Шубенков: «Меня буквально трясет от несправедливости»

Дмитрий ЕФАНОВ Александр ЛЮБИМОВ

20.11.2015

Российские легкоатлеты временно отстранены от всех соревнований за пределами страны. Такое решение принял Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) на основе доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA). Россия потеряла право на проведение в следующем году чемпионата мира по спортивной ходьбе в Чебоксарах и первенства планеты среди юниоров в Казани.

Но куда важнее, что наши спортсмены могут пропустить ЧМ-2016 и Олимпийские игры в Рио. Некоторые специалисты уже назвали происходящее охотой на ведьм. Особенно в свете того, что «независимое» антидопинговое агентство имеет штаб-квартиру в Канаде, а ключевые посты там занимают представители западных государств. Если решение IAAF останется в силе, то пострадают не только провинившиеся, но и «чистые» атлеты, которым придется отвечать за махинации коллег. Среди «жертв» может оказаться и фаворит предстоящей Олимпиады Сергей Шубенков — единственный в нашей истории чемпион мира в беге на 110 метров с барьерами. 

культура: Ваша семья уже переживала подобную ситуацию...
Шубенков: Я к тому моменту еще не родился. Мама пять раз становилась чемпионкой СССР по семиборью и гарантированно попадала на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелес. Но в дело вмешалась большая политика. Из-за бойкота мечты об участии в Играх пришлось отложить на четыре года. Мама беспокоится, чтобы мне не довелось испытать подобное.

культура: Тяжело поверить в происходящее? 
Шубенков: Казалось, с тех пор мир изменился, но ситуация повторяется. Чиновники решили наказать всех без разбора, наплевав на ежедневный труд и чувства спортсменов. В чем лично я провинился?! Почему запрещают выступать сейчас и собираются лишить возможности проверить силы на важнейшем для любого атлета соревновании?! Меня буквально трясет от несправедливости. Ситуация ненормальная. Международная федерация приняла беспрецедентное решение. Возникает много вопросов, и возмущению нет предела. Недавно прошла информация, что меня хотят вычеркнуть из списка претендентов на звание лучшего легкоатлета планеты по итогам 2015 года. Полный абсурд. Все же надеюсь на торжество здравого смысла.

культура: А есть шансы на благоприятное разрешение ситуации?
Шубенков: Стараюсь оставаться оптимистом, хотя это трудно. За нас борются, надежда есть. Кроме того, ведущие легкоатлеты страны подписали коллективное письмо, адресованное главе IAAF Себастьяну Коу. У многих за спиной несколько Олимпиад, а некоторые только готовятся дебютировать на главном старте четырехлетия. Мы не мыслим себя без легкой атлетики, живем возможностью соревноваться с сильнейшими. В письме просим не лишать нас мечты. 

культура: Проблема не возникла на ровном месте. Известны конкретные фамилии, из-за которых разгорелся сыр-бор. Ваше отношение к коллегам, принимающим допинг?
Шубенков: Они взрослые люди, сделали выбор и сами несут ответственность за свои поступки. 

культура: WADA рекомендует легкоатлетам, в том числе и российским, сотрудничать с ними...
Шубенков: Вопрос понял. Не в моих правилах кого-то закладывать. К тому же всех лучших барьеристов мира обыгрываю, независимо от того, принимают они допинг или нет. 

культура: В сложившихся условиях насколько Вы мотивированы в плане подготовки к новому сезону?
Шубенков: Меня не надо уговаривать пахать до седьмого пота, с этим проблем не будет. В любом случае планировал пропускать зимний сезон, поэтому пострадал меньше остальных. Тем не менее вносить коррективы в подготовку придется. 

культура: Специалисты пророчат Вам мировой рекорд в 2016-м. Реально воплотить прогноз в жизнь?
Шубенков: Приятно, что в меня верят. Но не стоит бежать впереди паровоза. Летом перешли на меньшее количество шагов в начале дистанции, и результаты улучшились. Конечно, хотелось бы поставить рекорд в финальном забеге на бразильских Олимпийских играх, но туда надо еще попасть. 

культура: Благодаря скандалу легкая атлетика оказалась в центре всеобщего внимания. Не смущает, что обычно представители вашего спорта остаются в тени игровых видов? 
Шубенков: Присутствует легкая досада, но по-настоящему обидно было три года назад. Перед Играми-2012 на сборах в Новогорске работали на износ. Никогда не тренировался столько — ни по времени, ни по интенсивности. Пахота жуткая. И футболисты рядом: трусцой побегают, мячик попинают, пресс покачают — тренировка закончилась. Тогда меня злость брала, а сейчас думаю: ну ладно, видимо, им не нужна такая нагрузка, у них спорт в другом состоит. Хотите анекдот? Сидят футболисты, смотрят зимнюю Олимпиаду. Включают хоккей, один говорит: «Ничего себе, как они там носятся». А второй отвечает: «Ну понятно, они же по восемь миллионов получают. За наши семь так бегать не стали бы».

культура: Может, стоит тренироваться за границей — повышенное внимание прессы, рекламные контракты, местные коммерческие турниры...
Шубенков: Этот вариант даже не рассматриваю. Спортивный результат всегда первичен, не буду быстро бегать — закончатся и популярность, и контракты. Тренер Сергей Клевцов сделал меня лучшим в мире, значит, перебираться надо вдвоем. А он из России никуда не поедет.


Прямая речь

Елена ИСИНБАЕВА, двукратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике:

— Поверьте, никто спортсменам таблетки в рот насильно не пихает. Каждый делает свой выбор. И молодым атлетам, которые считают, что без допинга не бывает больших побед, могу сказать одно: бывают! Надо просто упорно тренироваться. В жизни все возвращается бумерангом, и любой обман рано или поздно вскроется. Мы слишком многим жертвуем ради спорта. Не можем рожать детей, когда хотим. Отказываем себе в простых радостях, доступных другим людям. Надеюсь, чиновники IAAF это понимают.

Шамиль ТАРПИЩЕВ, член Международного олимпийского комитета:

— Не стоит нагнетать атмосферу, еще сильнее раздувать неприятную ситуацию. Слишком много комментаторов, которые, не зная деталей, выносят поспешные суждения. Поздно метать бисер, надо предоставить компетентным органам спокойно заниматься исправлением допущенных ошибок. Речь о Министерстве спорта, Национальном олимпийском комитете, антидопинговых структурах.

Андрей КИРИЛЕНКО, президент Российской федерации баскетбола:

— Скандалы с допингом угнетают и раздражают. Много видов спорта, которые находятся в больном состоянии. И это огорчает. Хотелось бы получить помощь со всех сторон — от болельщиков, журналистов, услышать слова поддержки. Не надо всех мазать черной краской. 

Полно ребят, которые никогда не прикасались к запрещенным препаратам. Они не должны страдать. Допинговые истории случаются не только в России, но и в США, в других странах. Достаточно вспомнить Мэрион Джонс и Лэнса Армстронга.