Алексей Жамнов: «В нашем хоккее слишком большие зарплаты»

Дмитрий ЕФАНОВ Владимир САМОХИН

30.09.2015

1 октября исполнилось 45 лет Алексею Жамнову — одному из лучших центральных нападающих отечественного хоккея. Он успел поиграть за сборные трех стран: СССР, СНГ и России. В его коллекции «золото», «серебро» и «бронза» Олимпийских игр. Жамнов был первым европейским капитаном в почти 90-летней истории «Чикаго», легендарного клуба НХЛ. В интервью «Культуре» генеральный директор «Спартака» вспоминает самые значимые моменты карьеры и рассказывает о перспективах возрожденного столичного клуба. 

культура: Каждому человеку столько лет, на сколько он себя чувствует?
Жамнов: На сорок пять себя и ощущаю. Спорт — любимое дело, но травм было слишком много, постоянно дают о себе знать. 

культура: В НХЛ умудрились даже перелом гортани получить... 
Жамнов: Не совсем перелом. Просто полежал в госпитале с трубкой в горле. Шайба, срикошетившая от клюшки, перебила гортань, появилась большая опухоль, и я начал задыхаться во время матча. Боли нет, ты просто понимаешь, что не можешь дышать. Не поступает кислород. Начинает кружиться голова. В первые минуты было страшновато. 

культура: Еще помните времена, когда выигрывали с московским «Динамо» награды союзного первенства?
Жамнов: Конечно! Разве можно забыть молодые годы и замечательных ребят, с которыми сводила судьба? Кстати, те медали в целости и сохранности висят на стенке у мамы дома. 

культура: Вы успели застать великолепную тройку «бело-голубых»: Светлов–Семенов–Яшин. 
Жамнов: Благодарен им за поддержку, они многое мне дали. Сейчас времена изменились, и представить, что партнеры будут несколько лет выступать вместе, практически невозможно. Теперь, напротив, в порядке вещей, когда люди бегают туда-сюда. Большая редкость, если хоккеист всю карьеру проводит в одной команде. Система отношений между клубом и игроками в нашем виде спорта стала совершенно иной. 

культура: Владимир Юрзинов, с которым Вы работали в «Динамо», признавался, что тренеры той эпохи порой ставили эксперименты над подопечными — выдержит организм или нет. 
Жамнов: Не знаю насчет экспериментов, но нагрузки действительно давались запредельные. После подъема обычно следовала пробежка. Восемь километров. Нынешнему поколению не понять, в каком режиме мы тренировались. 

культура: А правда, что в начале 90-х хоккеистам зарплату выдавали телевизорами или холодильниками? 
Жамнов: Нет, в «Динамо» такого не было. Но нашим спонсором значилась известная компания по производству бытовой техники, так что мы могли обзавестись всем необходимым на определенную сумму. Ну и перед самым отъездом в НХЛ получил однокомнатную квартиру от «Динамо». 

культура: За сборную на чемпионате мира Вы впервые сыграли в 1991-м. Сотрудники КГБ все еще сопровождали спортсменов на крупных турнирах?
Жамнов: Тогда это считалось нормальным. Два человека с нами постоянно ездили, обедали и ужинали с командой. Никто из них не прятался. 

культура: На Олимпиаде-92 сборная выступала без флага и гимна. Было неприятно?
Жамнов: Мы все равно знали, что за нами страна, родные и близкие. Наконец, присутствовал профессиональный азарт. Команда была молодая, в нас никто не верил, тем почетнее победа в Альбервиле. 

культура: Газеты писали, что накануне Игр за каждый гол обещали серьезные бонусы...
Жамнов: Неправда. В итоге нам выдали в конвертах небольшие суммы. Особенно если сравнивать с нынешними гонорарами. И еще солнечные очки подарили, которые в те времена считались очень крутыми...

культура: На Олимпиаду 2002 года сборную повез выдающийся в прошлом защитник и начинающий тренер Вячеслав Фетисов. Какие остались воспоминания от работы с ним?
Жамнов: Мы много разговаривали перед Играми. Слава собрал хороший состав и оказался сильным наставником, понимавшим, как надо строить отношения с подопечными. Увы, нам тогда чуть-чуть не хватило фарта, взяли только «бронзу».  

культура: А накануне первой игры в НХЛ хорошо спалось? 
Жамнов: Уже и не помню. Двадцать три года прошло. Но, наверное, все-таки «потряхивало».

культура: На первых порах в Канаде пришлось тяжело? 
Жамнов: Мешало незнание языка. Но мне повезло: в «Виннипеге» работал Игорь Куперман, наш журналист. Он хорошо владел английским и часто помогал. На протяжении первого сезона летал с российскими ребятами в качестве переводчика. Я занимался с преподавателем и через год стал понимать, а через два — свободно разговаривать. 

культура: Пять заброшенных шайб «Лос-Анджелесу» — память на всю жизнь? 
Жамнов: Да! Ведь играл против самого Уэйна Гретцки. Озарение, наверное, нашло. И голы все получились как на подбор. Хотя победить все равно тогда не удалось, ничья — 7:7. 

культура: Кто для Вас хоккеист номер один?
Жамнов: В детстве не пропускал матчи Валерия Харламова. Будучи постарше — наблюдал за Игорем Ларионовым и Анатолием Семеновым. Великие мастера. В НХЛ выходил на общий лед с Гретцки и Лемье. Вот как сказать, кто из них первый? Помню, смотрел на катке около метро «Динамо», как Александр Мальцев тренировался, он там выделывал потрясающие вещи — дух захватывало. Талант от Бога. До сих пор с ним общаюсь и получаю огромное удовольствие. 

культура: А тестя — двукратного олимпийского чемпиона Валерия Васильева, каким запомнили?
Жамнов: Рубаха-парень. Порядочный человек и настоящий друг. Его любили за простоту и незаносчивость. Благодарен судьбе, что на определенном жизненном этапе свела с этим человеком. О Валерии Ивановиче говорят с теплотой даже за океаном, помнят, как играл против североамериканцев. Мне посчастливилось тренироваться с ним. Великолепный защитник, с отличным катанием, умел подстроиться под соперника, поэтому до сих пор в хоккейном мире восхищаются его силовыми приемами. Тестя и на самом верху уважали, не случайно он жил в квартире, подаренной Юрием Андроповым. 

культура: После окончания карьеры форварда Вы работаете генеральным менеджером — «Витязь», «Атлант», теперь «Спартак». Тяжело, наверное, объявить игроку, что клуб в нем более не нуждается? 
Жамнов: Нелегко. Но мы профессионалы и должны понимать: порой это необходимо ради пользы дела. И обмены хоккеистов между командами — вещь достаточно сложная, затрагивающая интересы разных людей. 

культура: Согласны с тем, что многие мастера в Континентальной хоккейной лиге переоценены? 
Жамнов: Да. Если говорить о курсе рубля к доллару, то зарплаты понизились, но они все равно большие. Есть адекватные агенты, а есть те, кто завышает цены и перегревает таким образом рынок. Иногда доходит до того, что игрок не знает сумму, которую запросил его представитель у клуба. Намного проще договариваться с хоккеистом напрямую. 

культура: Может, стоит открыть бухгалтерские ведомости, чтобы общественность понимала, адекватные своему труду игрок получает деньги или нет? 
Жамнов: Не знаю, может быть, и стоит. В стране много талантливых ребят, но как только они начинают зарабатывать большие деньги, то перестают прогрессировать. Не все, но примеров достаточно. 

культура: Кто предложил Германа Титова на пост главного тренера «Спартака»?
Жамнов: Это было наше решение с Валерием Каменским, который занимает должность вице-президента. Подробно анализировали ситуацию, видели, как Герман работал с малобюджетным клубом из Новокузнецка, где много молодежи. Мы только строим команду, и у нас нет баснословных денег. «Спартак» не может взять всех, кого хочет, и за один год выиграть Кубок Гагарина. Задача — продвигаться вперед планомерно: сейчас у нас хороший тренерский штаб и есть уверенность в правильном выборе. 

культура: Как отнеслись к неудачам на старте сезона?
Жамнов: Для создания крепкого коллектива, повторюсь, нужно время. Ребятам следует понять: надо расти, пробивать головой потолок. Иначе остановишься в развитии и хоккеиста из тебя не выйдет. Конечно, в чужую голову не залезешь, но мы стараемся донести до парней, что надо усердно работать и постоянно искать новые вызовы в карьере.