Наука нашла героев

Андрей САМОХИН

10.02.2017

В День российской науки, 8 февраля, Владимир Путин вручил президентские премии молодым ученым. Традиционная уже церемония состоялась в Кремле, а лауреатами в этом году стали математик, физик-электронщик, микробиологи и физики-ядерщики. «Культуре» удалось поговорить с некоторыми из них.

Размер премии — 2,5 млн рублей, это не столько награда, сколько инвестиция в лучшие умы. Она позволяет им решить какие-то личные бытовые проблемы, а также получить отличную имиджевую и медийную площадку для расширения своих исследований.

Предваряя процедуру награждения, глава государства отметил: «Известно, что высокие достижения в любом научном направлении открывают дороги к новым прорывным идеям. Это доказывает деятельность наших лауреатов, которые смело идут по не пройденному пока никем пути, опираются на лучшие традиции ведущих научных школ».

Вот, например, 32-летний доктор физико-математических наук Александр Гайфуллин — член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник Математического института им. Стеклова и профессор МГУ, премии удостоен за решение фундаментальных задач в области робототехники. Хотя речь, судя по названию его научной темы — «теория многомерных изгибаемых многогранников», идет о сугубой геометрии. Применив принципиально новые алгебраические и комбинаторные методы, Гайфуллин добился настоящего прорыва. И, как ни странно, все это имеет актуальное приложение в теории и практике шарнирных механизмов, от которых зависит свобода движения роботов с конечностями или, скажем, компактность системы развертывания элементов солнечных батарей для космических аппаратов.

О другой отмеченной премией прорывной работе нам рассказали кандидаты биологических наук Анна Кудрявцева и Алексей Дмитриев из Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН.

— В развитие онкологических заболеваний вовлечены сотни генов на разных уровнях — ДНК, РНК, белка, — делится Анна. — Мы подошли к задаче комплексно, собрав «панель генов» (более тридцати), которую можно использовать в качестве молекулярных маркеров для дифференциальной диагностики и прогноза течения болезни. А в итоге — для появления новых лекарств. Были распознаны специфические механизмы обмена веществ, возникающие в клетках, пораженных раком. Вместе с Московским НИИ имени Герцена мы тестируем наши гены-маркеры на широких выборках пациентов. Когда могут быть созданы и апробированы новые онколекарства? При нынешней системе внедрения — лет через десять. А средства диагностики и прогноза в онкологии — через три–пять лет. Мы сейчас где-то в середине пути. Премию потрачу на личные нужды — ремонт в квартире, наконец, сделаю. Для проведения же наших дорогостоящих исследований ждем гранты от научных фондов. Надеемся, что нынешняя высокая награда не позволит им забыть о нас. Предлагали ли работу за границей? Да, и много раз. Но я считаю, успешно заниматься наукой теперь можно и в нашей стране. 

За исследования кварк-глюонной плазмы и создание основ новой высокопроизводительной системы компьютерной алгебры для расчетов в области физики высоких энергий премирована группа из НИЦ «Курчатовский институт»: кандидаты физико-математических наук Дмитрий Блау, Станислав Пославский и Елена Лущевская. Значительная часть экспериментов проводилась на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе близ Женевы. В его строительство Россия внесла заметный вклад и потому является полноправным участником тамошних изысканий. 

А вот доктор физико-математических наук из Института сильноточной электроники СО РАН (Томск) Илья Романченко отмечен премией за весьма практичную инновацию мирового уровня. Он разработал способ преобразования высоковольтных наносекундных импульсов в дециметровые радиоимпульсы и создал на этой основе образцы мощных генераторов. Они могут на расстоянии в сотни метров обезвреживать самодельные бомбы, «вырубать» управление дронами, блокировать работу мобильников и любой другой электроники. Работа Романченко будет также использоваться для бесконтактной электрохимиотерапии онкобольных наносекундными радиоимпульсами.

«Когда я сейчас слушал наших лауреатов, я не просто слушал — я любовался тем, как и что они говорили... — резюмировал Владимир Путин, завершая церемонию награждения. — И мне пришла в голову очень простая, но очень хорошая мысль. Фундаментальные основы, на которых стоит наша страна, имеют настолько глубокие и настолько прочные корни, что ее замечательное, прекрасное будущее неизбежно!»

По традиции «Культура» поинтересовалась о выгодах президентских наград у лауреатов прошлых лет.


Екатерина ПРОШКИНА, кандидат биологических наук, Институт биологии Коми научного центра УрО РАН, награждена по итогам 2015 года:

— Премия президента — огромный стимул для молодого ученого к развитию изысканий. После вручения я с новым настроем продолжила изучать генетические механизмы регуляции продолжительности жизни. Изменилось отношение общественности и коллег к проблеме борьбы со старением. В 2016 году нам удалось получить некоторую финансовую поддержку в виде грантов и хоздоговорных работ. Также при взаимодействии с компанией «Ай Вао» наша лаборатория (руководитель член-корреспондент РАН А.А. Москалев) проводила большую международную конференцию «Биомедицинские инновации для здорового долголетия» в Санкт-Петербурге, куда со всего мира съехались передовые исследователи-геронтологи. Было очень приятно, когда люди подходили ко мне и говорили, что получение премии президента РФ — это большая победа для всего направления.


Данил КУДИНОВ, доцент Военно-инженерного института Сибирского федерального университета (Красноярск), обладатель президентского гранта за 2014 год: 

— В новом способе геологоразведки с помощью параметрического взаимодействия электромагнитных и акустических волн удалось перейти от фундаментальных работ к макетному образцу. Также и в пионерном методе передачи сигналов через массив горной породы, когда не действует никакая другая связь, красноярцы значительно продвинулись, создав уже опытный образец. Серьезный интерес к сибирской технологии проявили в прошлом году за рубежом — канадцы и турки. На деньги гранта смогли профинансировать несколько важных для нас командировок: например, к коллегам во Владивосток. Но главный эффект от награды президента был имиджевый — мы до сих пор чувствуем его по приглашениям на различные научные мероприятия, по отношению губернатора, краевых властей. Откровенно могу сказать — наша с коллегами жизнь после награды существенно изменилась. К лучшему, разумеется.