И Путин уточняет космический маршрут

Андрей САМОХИН

09.04.2015

На днях (возможно, сразу после празднования Дня космонавтики) должна быть обнародована оптимизированная версия Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы. Есть опасения, что под нож уйдет вся звездная романтика, а именно — лунный и марсианский проекты. На одной чаше весов — наше место среди великих держав. На другой — здоровье экономики, которая может просто не выдержать новой космической гонки. Впрочем, более вероятен средний, более-менее «бюджетный» путь — расширение российского присутствия в околоземном пространстве, где мы пока безбожно отстаем от американцев.

Как ожидается, недавно назначенный глава Роскосмоса вот-вот представит Владимиру Путину «перспективные проекты в области пилотируемой космонавтики». Об этом СМИ сообщили со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Рогозина. Зачин обнадеживает, ибо предполагает последующий прямой заказ от самого президента. Как когда-то Сталин заказывал ракету Р-1 напрямую Королеву...

Удивительно — сколь многое зависит в космонавтике от человека. Королевские планы межпланетных экспедиций были отправлены под сукно сразу после его смерти. Когда же по вине властителей робких и случайных рухнула вся советская империя, то достаточно быстро растворилось и ее космическое величие. «Ракеты сменяли на котлеты», как пелось в одной песенке. Могучий «Буран» был показательно выставлен на потеху публике в ЦПКиО им. Горького. Янки-победители, вытащив все лучшее из советских технологий, склонили нас к сожительству на строящейся МКС, где до сих пор имеют генеральный контроль. После такого мезальянса старую добрую ОКС «Мир» пришлось после первых серьезных недомоганий столкнуть в океан, чтобы не мучилась.

Нет, конечно, пилотируемые полеты на МКС и коммерческие международные запуски спасли ряд предприятий и множество хороших специалистов от голодной смерти. Но роль международных «космических извозчиков» не оставляет никакой перспективы, кроме краткосрочных меркантильных выгод, в том числе для отдельных промышленных гигантов. При этом отсутствие генеральной линии развития выхолащивает, обращает к деградации передовые заделы и организационные достижения отечественной космонавтики. Недаром кратный рост финансирования отрасли в нулевых совпал с резким скачком аварийности, породившим мрачную шутку: «Самая лучшая конфигурация российских спутников работает на дне Тихого океана».

Нельзя сказать, что в «нашем космосе» ничего хорошего не происходит. Безусловным достижением (правда, полностью из советского багажа) стала долгожданная премьера тяжелой ракеты «Ангара», обещающей сменить старичка «Протона». Со срывами, но все-таки строится космодром «Восточный». Неизбежно — как часть экономической и оборонной доктрины — страна вынуждена развивать навигационную систему ГЛОНАСС, вообще — спутниковую орбитальную группировку — для систем связи и мониторинга планеты. Проводятся скромные в сравнении с советскими научные исследования. Из явных технических заделов на будущее можно назвать ядерную электродвигательную установку (ЯЭДУ) для полетов к Луне и Марсу, анонсированную в 2010 году Роскосмосом и «Росатомом». Первый топливный элемент для нее собрали прошлым летом на ОАО «Машиностроительный завод» в Электростали. До полноценного ядерного двигателя еще далеко, но первый шаг вроде бы сделан. 

Только вот не разойдется ли эта инициатива с суровой реальностью? Как там насчет Циолковского, Цандера и Королева, «яблонь на Марсе», нового «космического дома» человечества, лунных поселений, межзвездных путешествий? Может, людям пора стать взрослее и распрощаться с подобными фантазиями? Именно так считают сегодня многие эксперты, предлагая, например, ввести мораторий на пилотируемые программы, оставив в активе только военную и коммерческую орбитальную космонавтику — без космонавтов. Логика здесь, безусловно, есть, ведь Землю захлестывает десятый вал проблем: энергетических, сырьевых, климатических, экологических. К тому же в последние годы в форс-мажорный режим переходит глобальный экономический кризис, активизировалось противостояние России с Западом. До звезд ли в такой ситуации?      

Однако слышны голоса, звучащие вопреки обстоятельствам. Так, ведущий конструктор проекта «Энергия — Буран» Владимир Бугров призывает вернуться к проекту Сергея Королева. После выхода человека за пределы земной атмосферы он планировал полет даже не на Луну или Марс, а в межпланетное пространство на тяжелом корабле, выведенном в точку либрации (гравитационного равновесия) между Землей и Солнцем. Другие энтузиасты, вторя Бугрову, яростно отстаивают лунную и марсианскую программы. Однако скептики с пристрастием вопрошают их о стратегической цели таких полетов. Новые сырьевые базы, площадки для эвакуации с перенаселенной Земли? Исходя из сегодняшнего развития науки и техники, лунная, а в особенности марсианская база под такие цели не годятся. Многие эксперты, например научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, считают, что колонизация Марса вещь вообще несбыточная — проще построить новую планету на другой орбите...

Вопрос, тратиться ли на дорогостоящие проекты, уводящие в сторону от Земли, в условиях российско-атлантического «похолодания», разумеется, не лишен политической и военно-экономической окраски. И Билл Клинтон, и Джордж Буш-младший очень уж хвастливо демонстрировали желание покорить «красную планету», как бы распространяя Pax Americana за пределы Ойкумены. При Обаме это стремление лишь немного притихло. Да и то в связи с мировым финансовым кризисом 2008-го. Остается вполне резонное опасение, что в этакой гибридной войне нас под романтическим соусом пытаются втянуть в тупиковую марсианскую гонку на разорение. Напугали же американцы Горбачева в середине 80-х пресловутыми «звездными войнами», оказавшимися на поверку пшиком. Помните, как у Булгакова? «Растерявшийся Иван послушался шуткаря-регента и крикнул «караул!», а регент его надул, ничего не крикнул»...

Чтобы избежать подобной, да и других опасностей, ставить стратегические задачи перед космонавтикой, безусловно, должно высшее руководство страны. Опираясь на мнение авторитетных ученых и конструкторов, на собственную интуицию. У нас же все последние годы космическая отрасль в лице чиновников фактически вынуждена была нагружать себя сама.

По большому счету альтернативы освоению дальнего космоса у цивилизации нет. И, может быть, именно Россия, предложит человечеству некий неожиданный и при этом реалистичный Большой космический проект? Но для этого нам нужно вновь ощутить себя планетой смыслов, а не спутником Запада.