Юрис Карлсонс: «Музыканты говорят на языке искусства»

Евгения КРИВИЦКАЯ

24.02.2012

Творчество Юриса Карлсонса известно за пределами Латвии: он автор музыки к кинофильмам «Последний визит» и «Человек свиты», симфоний, инструментальных концертов. Профессор Латвийской академии музыки, на днях Карлсонс посетил Москву, чтобы принять участие в работе жюри Второго международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я. Мясковского и провести мастер-класс для студентов Московской консерватории.

культура: Вопрос восстановления единого духовного и культурного пространства — насколько он актуален в отношении России и Латвии?

Карлсонс: Культурные связи не прекращались после распада СССР. Например, контакты между Рижской и Московской консерваториями имеют давние и налаженные традиции. Наши студенты бывают здесь с концертами минимум раз в год, а заведующий кафедрой композиции Московской консерватории композитор Александр Чайковский часто приезжает к нам в Ригу в качестве председателя государственной комиссии выпускных экзаменов по композиции, по инструментовке. Существует долгосрочный договор с Московской консерваторией, который еще я подписывал, будучи ректором. Сейчас он будет продлен. Музыканты договариваются на языке искусства, у нас нет никаких проблем в общении.

культура: Каковы впечатления от музыки молодых композиторов, услышанной Вами на конкурсе?

Карлсонс: Уровень очень хороший, профессиональный. Но ведь музыка — это философия, а не графомания. Надо писать не ноты сами по себе, а какой-то образ. А в сочинениях конкурсантов техника иногда брала верх над содержательностью.

культура: Конкурсные партитуры «озвучивали» молодежные квартеты — Rusquartet и «Студия новой музыки». Как Вы оцениваете их работу?

Карлсонс: Великолепные музыканты! Трудно исполнять современную музыку — нужна большая точность в плане ритма, гармоний. Они проявили свое отношение, играли неформально, стремились войти в образ, когда музыка позволяла.

культура: В какой области лежат Ваши творческие поиски?

Карлсонс: Год назад я закончил симфонию с хором Adoratio на тексты из Священного Писания. Адорации — это символические молитвы у могилы Христа, которые длятся со Страстной пятницы до пасхального утра. В произведении использованы сакральные тексты с мольбами к Господу выслушать нас и помочь в нашем неведении и бессилии. В кульминационный момент разверзается плащаница в алтаре и слышится голос Бога, призывающего отринуть злые помыслы и очистить душу. Все это было непросто передать, в итоге работа над партитурой заняла два года. Прошлой весной симфония исполнялась на Страстной неделе, ее пел Хор Латвийского радио и симфониетта «Рига».

культура: Насколько ценится сейчас в Латвии статус композитора?

Карлсонс: У нас есть государственная премия в области классической музыки, отмечающая и исполнителей, и композиторов. Я дважды был удостоен этой награды и в этом году выдвинут как раз за симфонию Adoratio. Вручение происходит в Национальной опере, транслируется в прямом эфире по телевидению и радио. До последнего момента не известно, кто будет лауреатом: голосование происходит в антракте концерта. Важно, что эта акция имеет большой общественный резонанс, привлекает внимание не к эстраде, а к серьезной классической музыке. Мы с радостью отмечаем, что в Латвии последние 3–4 года люди стали активно ходить на концерты, на театральные премьеры, на выставки.