Язык доведет до Киева, Гродно, Риги, Бишкека...

20.04.2012

Ирина АЛПАТОВА, Санкт-Петербург

Международный театральный фестиваль «Встречи в России» прошел в санкт-петербургском «Балтийском доме» в 14-й раз.

На сей раз фестивальная неделя включила в себя 13 спектаклей из восьми государств (Украина, Латвия, Израиль, Киргизия, Литва, Казахстан, Эстония и Беларусия), а также российско-итальянский проект «Кто эти люди?!», копродукцию театра-фестиваля «Балтийский дом» и флорентийской театральной компании «Оккупациони Фарцеске».

Круглый стол под девизом «Русский театр за рубежом. Новый взгляд» прошел в Таврическом дворце, в помещении Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, которая в 2012 году отмечает 20-летний юбилей. Находящийся в стадии создания Евра­зийский союз, как отметил начальник управления международного сотрудничества МПА ЕврАзЭС Андрей Торопыгин, предполагает формирование нового экономического и культурного пространства. А межгосударственная интеграция активно происходит не только в области экономики, но и культуры. В 2011 году в ЕврАзЭС был создан Совет в области культуры для координации всех акций и мероприятий в этой сфере.

Если еще пару лет назад много говорилось о том, что в связи с сокращением русскоязычного населения, а значит, и потенциальной публики, русским театрам в ближнем и дальнем зарубежье стоит искать пути сближения с национальным искусством, вплоть до частичной интеграции. Сегодня же отмечалось, что русские театры ощущают себя неотъемлемой частью именно русской культуры и не следует утрачивать своей самобытности. Порой именно спектакли русских театров вызывают наибольший резонанс и пользуются повышенным зрительским спросом, причем не только у русскоязычной публики. Директор Рижского русского театра имени Михаила Чехова Эдуард Цеховал предложил добавить в номинации «Золотой маски» еще одну — за лучший спектакль русского театра, работающего за пределами России.

Весьма популярны у руководителей подобных театров и сетования на недостаточное финансирование со стороны государства. Но тут отнюдь не стоит бросать завистливые взоры в сторону театра российского — проблемы те же, и решаются они в общем-то одинаково. Создается институт продюсерства, привлекаются спонсоры и общественные структуры, организуются собственные фестивали, учебные заведения при театре, повышаются цены на билеты. Успешным опытом возрождения Государственного национального русского театра драмы в Бишкеке поделился директор-продюсер Борис Воробьев, отметив, что при всей коммерциализации здесь регулярно играются бесплатные спектакли для тех, кому билеты не по карману.

Русскоязычная культура зарубежья способна не только брать у России все лучшее и необходимое, но и делиться собственными прорывами. Это касается в основном современной драматургии. Причем складывается ситуация парадоксальная. Имена украинского драматурга Анны Яблонской, белорусов Павла Пряжко и Дмитрия Богославского в российском «новом театре» стали практически культовыми, на родине же они востребованы по минимуму. Причину белорусский театральный критик Татьяна Орлова увидела в ментальности местного зрителя — независимо от языка, на котором он говорит и смотрит спектакли. Зритель этот, по ее мнению, не желает воспринимать подобную «спорную» драматургию, театры же, соответственно, не спешат брать ее в репертуар.

Русские театры за рубежом всегда испытывают режиссерский дефицит. В этом году «Балтийский дом» впервые устроил Ярмарку молодых петербургских режиссеров. «Продавали» четверых, уже зарекомендовавших себя постановками в российском театральном пространстве: Семена Александровского, Дениса Замиралова, Георгия Цнобиладзе и Екатерину Максимову. Причем каждый из них сначала продемонстрировал эскиз одной из сцен пьесы Островского «Таланты и поклонники», сделанный специально к ярмарке, а затем — цельный спектакль, осуществленный в рамках петербургской молодежной режиссерской лаборатории ON.TEATР.

Наиболее традиционный вариант театра, настоянный на русской психологической школе, продемонстрировали на сей раз латыши. Рижский русский театр представил почти хрестоматийного Островского («Не все коту масленица» в постановке своего главного режиссера Игоря Коняева) с накладными бородами и кипящими самоварами. А «Общество свободных актеров» (тоже из Риги) вспомнило о когда-то популярном немецком драматурге Рольфе Хоххуте, по чьей пьесе «Врачи» режиссер Игорь Куликов попытался сделать личностно-социальный спектакль.

Один из ведущих литовских режиссеров Йонас Вайткус, который не столь давно возглавил Русский драматический театр Литвы, представил совершенно фантастическую по зрелищным качествам феерию-фантасмагорию «Ёлка у Ивановых», в основу которой легла пьеса поэта-обэриута Александра Введенского.

День за днем эксперимент чередовался с традицией. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки из Киева продемонстрировал любопытный синтез традиций отечественного и украинского музыкально-драматического театра. Авторский спектакль Михаила Резниковича «Сто пятая страница про любовь» отличался взрывным темпераментом, эмоциональностью и чувственностью.

Русский театр драмы имени Чингиза Айтматова из Бишкека пригласил на постановку молодого московского режиссера Вячеслава Виттиха (кстати, уроженца Киргизии). И тот сочинил очень смешную, эксцентричную, хулиганскую фантазию по мотивам шекспировского «Сна в летнюю ночь».

Лауреатом Премии имени народного артиста СССР Кирилла Лаврова на этом фестивале стал Гродненский областной драматический театр (Беларусь) со спектаклем Геннадия Мушперта «Полет над гнездом кукушки». Постановка замечательно продемонстрировала владение словом и формой, эмоциональность, хороший уровень актерского исполнения.

Впрочем, как признавались многие руководители русских театров в зарубежье, одной из главных задач остается сохранение русского языка. Это не отменяет творческих задач, не зачеркивает эксперименты, не мешает заниматься классикой разных народов. Просто, прежде всего, надо помнить о сохранении единого пространства русской культуры.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть