«В темноте» да не в обиде

Светлана ХОХРЯКОВА, Ереван

20.07.2012

На IX Международном кинофестивале «Золотой абрикос» режиссер Агнешка Холланд получила «Параджановский талер» за вклад в мировой кинематограф. В программе была представлена ее недавняя картина «В темноте».

Холланд работала с Леонардо Ди Каприо в фильме «Полное затмение», снимала в Европе и Америке. Ее родственники погибли в гетто, и вот уже третий свой фильм Агнешка Холланд посвящает этой теме. Львовский водопроводчик пан Соха укрывает в канализационном тоннеле евреев во время Второй мировой войны. Это реальный персонаж, и еще живы люди, которых он спас.

культура: Всякий раз не знаешь, в какой стране Вы будете снимать свою следующую картину. От чего это зависит?

Холланд: Я никогда заранее не планирую, где будет сниматься та или иная картина, всегда открыта для предложений. Зависит это и от темы будущего фильма. Конечно, когда делаешь картину на английском языке, у нее существенно возрастают возможности для выхода в широкий мировой прокат. Но вот в производстве моего фильма «В темноте» участвовали три страны — Германия, Польша, Канада, и герои говорят на польском, немецком и на идиш. Так случилось, что «В темноте» — своего рода завершающая часть трилогии, куда вошли «Горькая жатва» и «Европа, Европа». Хотя я специально не планировала никакого цикла. Думаю, к теме Холокоста я больше возвращаться не буду. Сделать фильм такого рода очень трудно. По счастью, мне это удалось. А вот Армении необходим фильм, рассказывающий о геноциде. Идет время, а люди не перестают истреблять друг друга. Вспомним геноцид в Руанде, страшное злодеяние Брейвика в Норвегии, убившего десятки неповинных людей...

культура: О чем же будет Ваша следующая картина?

Холланд: В прошлом году ко мне обратились молодые чешские продюсеры с предложением снять фильм о событиях 1968 года в Чехословакии. Сама я родилась в Варшаве, но училась в пражской киношколе. Участвовала в те годы в студенческом движении. Даже сидела. Сценарий написан молодым чехом. Для меня это возможность рассказать о том, что знаю только я. Съемки уже закончены, мы приступаем к монтажу. Картина называется «Горящий куст».

культура: Вы — человек мира. Успели поработать и пожить в разных странах, прежде всего в Польше, Чехии и во Франции. Мешала ли Вам восточноевропейская ментальность на Западе?

Холланд: Она во мне есть, несомненно, но всегда только помогала. Я ценю наследие своей страны и ее культуру и благодарна Богу за этот дар. Я начинала свою карьеру у Кшиштофа Занусси в качестве ассистента режиссера. Моим наставником был Анджей Вайда. Благодаря их помощи, а также поддержке Кшиштофа Кеслёвского я смогла снимать самостоятельно в Польше. В 80-е и начале 90-х с удовольствием работала во Франции и Германии. В Америке все оказалось сложнее, не всегда получалось делать то, что хочу. Насколько возможно, стараюсь воспринимать чужое наследие. Например, мне кажется, что я могла бы провести в Ереване целый год. Армения — прекрасная страна. Мне понравился «Золотой абрикос». Люблю маленькие фестивали, на них особая атмосфера. Как правило, они нацелены на эксперимент и далеки от повального шопинга, свойственного гигантским киносмотрам.