В Белых Столбах вспомнили «Фитиль»

Дарья БОРИСОВА,

03.02.2012

Сегодня подведет итоги XVI фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Из года в год на одну январскую неделю тихий Госфильмофонд наполняется киноведами со всей страны и ее окрестностей.

Искатели забытых киносокровищ устремляются в подмосковные Белые Столбы за сенсациями. Вдруг в неопознанной пленке сотрудники архива опознали считавшиеся утраченными фрагменты какого-нибудь шедевра? Ведь в таком случае историю кино можно существенно подправить.

Каждый год синефилы бывают вознаграждены за веру в неисчерпаемость архивных кладовых. Находятся и реставрируются удивительные пленки. Иногда рассказ о том, что предшествовало открытию и сопровождало его, бывает столь захватывающим, что затмевает сам раритет.

Однако и давно опознанные, благополучные «единицы хранения» в руках составителей фестивальных программ складываются в оригинальный пасьянс. Старые ленты начинают пронзительно звучать в контексте современных событий. На сей раз, например, подобрали картины в спецпрограмму «Арабский мир задолго до взрыва». Традиционно отмечают в Столбах столетия знаменитых кинематографистов, приходящиеся на наступивший год (в 2012-м минет век со дня рождения Микеланджело Антониони). В программе In memoriam вспоминают недавно ушедших: Ию Саввину, Людмилу Гурченко, Татьяну Лиознову. С ностальгией обращаются к легендарному советскому киножурналу «Фитиль», который начинался 50 лет назад, в 1962-м году.

Отдельное удовольствие — фильмы из подборки «100-летие грузинского кино». Эта маленькая страна на кинематографической карте мира всегда проходила как великая кинематографическая держава, и Госфильмофонд дал в эти дни уникальную возможность увидеть малоизвестные произведения ее мастеров.

На завтрашней церемонии закрытия фестиваля киноведы наградят авторов лучших программ фестиваля, а также назовут тех, кто, по их мнению, проявился в ушедшем году, как лучший историк кино и критик.