Родственники по линии языка

13.04.2012

Анастасия ЕФРЕМОВА, Саранск

В столице Республики Мордовия Саранске прошел международный фестиваль русских театров «Соотечественники». На сей раз он проводился в рамках программы празднования 1000-летия объединения мордовского народа с народами России.

Каждый год в марте собираются русские театры из ближних и дальних рубежей под крышей местного Русского театра. Семь лет эта встреча происходит благодаря поддержке МИД РФ, СТД РФ и президента республики Николая Меркушкина. За это время на фестивале побывали сорок четыре театра. Здесь нет номинаций и премий, но с каждым годом количество заявок от желающих принять участие растет, а билеты в городе раскупаются за два месяца.

В самом начале нынешнего смотра ярко заявил о себе русский театр из Минска со спектаклем Сергея Ковальчика «Пане Коханку» по пьесе Андрея Курейчика. На материале русско-польско-белорусской политики времен Екатерины было рассказано об удивительном человеке Кароле Радзивилле по прозвищу Пане Коханку. В мощном исполнении Ростислава Янковского он предстал чрезвычайно противоречивой личностью, напоминая одновременно Леонардо да Винчи и самодура Троекурова из пушкинского «Дубровского». Радзивилл жаждал власти и любви, стремился к великим научным открытиям, мечтал научить белорусов летать, но при этом был жесток и необуздан.

Рустам Ибрагимбеков в спектакле своего бакинского театра «Ибрус» по собственной же пьесе «Он и они» рассуждает о Чехове, природе театра, странностях любви. В отрезок времени, отводимый на небольшую репетицию, четверо безымянных героев готовят отрывок из «Дяди Вани» для показа на юбилейном вечере. Замечательный артист Фахраддин Манафов играет по очереди Астрова и Войницкого. Играет иронично и безутешно, подробно и вместе с тем остро, темпераментно. Под стать и партнеры — Мехрибан Зеки, Мелек Абасзаде и Юрий Балиев, которые чувствуют вкус каждого слова.

К Чехову обращается и театр «На левом берегу Днепра» из Киева: сценическая композиция по пьесе «Леший» и рассказам писателя.

Театр-хозяин представил три спектакля. «Дядюшкин сон» по Достоевскому в постановке Вячеслава Гунина открыл новую звезду в труппе. Молодая актриса Ирина Абросимова в роли Москалевой поразила неожиданным решением хрестоматийного образа. По существу, спектакль именно о ней — неистовой романтичной мечтательнице, стремящейся к далекому Гвадалквивиру и не отличающей поражения от победы.

Хороша также актриса Зинаида Павлова в «Человеческом голосе» Жана Кокто (постановка Вячеслава Гунина). К сожалению, в третьем «родном» спектакле «Дети есть дети» (так режиссером Андреем Ермолиным была названа «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо) та же актриса и ее партнеры выглядят куда бледнее. Классические пьесы коварны и, случается, мстят за сокращения и переделки, кажущиеся постановщику новаторскими.

Театр ZERO из Израиля привез «Заколдованного портного» Шолом-Алейхема в постановке Олега Родовильского. Он же мастерски исполнил главную роль. Без боя взял Саранск москвич Валерий Белякович «Мастером и Маргаритой». Русский театр из Душанбе, давно ожидаемый в Саранске, привез спектакль по пьесе и в постановке знаменитого режиссера, драматурга, общественного деятеля Барзу Абдуразакова «Исповедь», где семь очень разных женщин рассказали о важных событиях своей жизни: курьезных, печальных, трагических.

Далеко не всем театрам, играющим на русском языке в другой языковой среде, легко и привольно живется. Но — живется. И ставится, и играется. Возможно, не всегда блистательно, но каждый новый фестиваль показывает, что это бывает по-настоящему интересно.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть