«Ревизор» строгого режима

27.04.2012

Елена КЛИМОВА, Барнаул

Выпускник Алтайской академии культуры и искусств, молодой режиссер Семен Ваулин свой дипломный спектакль «Ревизор» поставил в «Театре строгого режима». Театр этот год назад появился в барнаульской исправительной колонии № 3 «Куета».

«Ревизор» — второй в спектакль в репертуаре. Первую постановку — «Сказ про Федота-Стрельца, удалого молодца» — сделала учительница химии и биологии (в колонии есть еще и школа) Вера Нятина.

За пару часов до премьеры мы терпеливо стояли у ворот колонии — журналисты, студенты академии искусств, преподаватели. Сдали на пропускном пункте мобильники, флешки, ноутбуки. И вот притихшая «группа поддержки» режиссера идет по территории, а из-за окрашенных зеленой краской металлических ограждений на нас глядят люди в черных фуфайках. Дорога в несколько минут кажется очень долгой. «Куета» — колония строгого режима, здесь сидят зэки с большими сроками за преступления нешуточные: разбои, крупные хищения, убийства.

«Я никогда не интересовался, за что они сидят, — признавался еще по ту сторону зоны Семен Ваулин. — Зачем? Мне не нужно знать прошлое, есть настоящее, в нем и нужно работать». Актеров для спектакля режиссер не отбирал. Кто пришел, с тем и стал работать.

— У них есть актерские способности?

— У них есть чувства и мысли. Актерское дело, хоть и называется игрой, но роль надо прожить.

…Городничий (Владислав Л.), худенький и невысокий, — явный центр притяжения для карикатурной чиновной братии. Он не был смешон, скорее страшен и под конец жалок — человек, употребивший свою очевидную внутреннюю силу на мошенничество и поплатившийся за это. В финальной сцене Городничий падает на колени и застывает, закрыв лицо руками, а его окружение исчезает за кулисами. Герой остается один, на кару и поругание.

У Владислава обожженное лицо. Под гримом, вместо которого, правда, использовали обычную декоративную косметику, — их не видно. Но сам герой шрамов стесняется. Он отсидел пятнадцать лет, впереди еще пять. Говорит: «Времени — спектакля на три». И продолжает: «Не думал, что здесь театр может ко мне прийти. Но знаете, если это твое, то придет. И ты уже ни на что это не променяешь».

Спектакль «Ревизор» в «Театре строгого режима» длится полтора часа без перерыва, и в нем — в силу обстоятельств — нет ни одной женской роли. Обычных зрителей водят в клуб под конвоем, гостей — под охраной. Антрактов с пирожными не предусмотрено. «Ревизор» затягивает мрачной энергетикой. Песни Высоцкого в исполнении трио заключенных, названных в программке «дьявольским оркестром», сопровождают действие и окончательно превращают спектакль из комедии в криминальную драму. С очень простой моралью в финале: не будешь жить честно, сам себя погубишь.

Семен Ваулин: «Я пришел в эту колонию, когда узнал, что английский режиссер Алекс Дауэр регулярно ставит спектакли в колониях и тюрьмах. Сначала думал: дипломная работа в зоне — очень интересно! А сейчас для меня спектакль на самом деле уже не важен. Важнее то, что с людьми происходит. Они к работе стали охотнее относиться. Между собой на репетициях по-другому общаются. Знаете, актер, который играет Добчинского, он через несколько дней освобождается. И хочет теперь у себя в деревне театр организовать...»

Евгений Н., исполнитель роли Осипа — единственного по-настоящему смешного персонажа в этом спектакле, признался: «Я увидел свет во мраке». А Семен Ваулин уже собирается ставить в «Театре строгого режима» следующий спектакль.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть