Музеи на грани нервного срыва

27.01.2012

Елена ГОРЕНКО

Кадровый голод может привести к потере национального достояния

У каждого музея своя судьба, своя слава, собственные сложности и проблемы. Вместе с тем сегодня можно смело говорить об общей для всех музеев в странах СНГ даже не проблеме — беде.

В начале 1970-х годов и в Советском Союзе, и на Западе был зафиксирован музейный бум. Специалисты так и не пришли к единому мнению о причинах его породивших, но факт остается фактом. Музеи приобрели небывалую ранее популярность, число их возросло. Музей перестал быть просто хранилищем экспонатов и превратился в самостоятельную культурную институцию, создающую собственное пространство, в котором производятся новые смыслы и внедряется эксклюзивная досуговая практика. Музей, по выражению одного известного социолога, превратился в «продавца самых разных впечатлений».

Однако этот бум продлился недолго: к концу 90-х годов XX века исследования зафиксировали спад популярности музеев. Современный музей не выдерживает жесткой конкуренции с альтернативными формами досуга. Социологи говорят о том, что свободное время современного человека постоянно уплотняется, поэтому и ценность его увеличивается. Работающий человек ищет способ провести свободное время наиболее выгодным и полезным для него способом, посещение музея для многих — рискованная трата времени. Молодежь выбирает компьютер, поп-корн и кино, а взрослая публика — ресторан, телевизор, концерт, театр.

Но даже спад популярности — далеко не первостепенная угроза для музеев на просторах практически всего СНГ. Средний возраст музейных работников в России сегодня составляет 60 лет (а о среднем уровне зарплат и говорить стыдно), но пока живо поколение специалистов-энтузиастов, о гибели музейного дела говорить не приходится. Зато лет через 10–15 может случиться катастрофа. Основная причина — крах системы повышения квалификации. Если в 1980-е годы ежемесячно — по заказу и за счет средств Министерства культуры — в Москве повышали свою квалификацию 30 музейных сотрудников из разных союзных республик, то сейчас музеи сами должны найти на это средства, и немалые. Командировка в Москву, в Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), вылетает в копеечку. Хотя участие в двухнедельных курсах по-прежнему стоит недорого.

«У нас система повышения квалификации существует только на бумаге, — говорит главный редактор журнала «Музей», доцент кафедры музейного дела АПРИКТ Елена Медведева. — Пока оно не станет обязательным для каждого музейного специалиста хотя бы раз в пять лет, у директора всегда будут находиться более важные статьи расходов. А ведь музей требует сегодня узких специалистов — не только хранителей, экспозиционеров и экскурсоводов, но и маркетологов, пиарщиков, социологов, психологов, музейных педагогов, реставраторов, которых у нас не готовят вовсе».

Если не взяться за решение этих задач сегодня, очень скоро музеи лишатся профессиональных сотрудников. А вслед за этим и само культурное наследие страны будет поставлено под угрозу.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть