Кино из абрикосов

20.07.2012

Светлана ХОХРЯКОВА, Ереван

В день открытия IX Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» в храме Зоравор, расположенном во дворе обычного ереванского дома, прошла традиционная церемония освящения абрикоса.

Июль — пора созревания этого солнечного плода. Всех гостей и участников фестиваля угощают абрикосами, которые выносят в корзинах, а покупают ранним утром на рынке у крестьян из окрестных деревень. Награды на фестивале — исключительно абрикосовые. Жюри под руководством испанского режиссера Виктора Эрисе присудило призы медитативным картинам, где камера неторопливо, не упуская ни одного движения, словно бы всматривается в героев.

Главный приз — «Золотой абрикос» — достался фильму Сергея Лозницы «В тумане» (Германия-Россия-Латвия-Нидерланды-Беларусь) по одноименному произведению Василя Быкова. «Серебряный абрикос» — у польской ленты «Издалека выглядит красивым» Анки и Вильгельма Саснал. Специального упоминания жюри удостоена чилийская лента «Лето» Хосе Луиса Торреса Лейвы.

В конкурсе документальных фильмов, жюри которого возглавляла Марина Разбежкина, Алексей Вахрушев отмечен «Серебряным абрикосом» за «Книгу тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне». Снимал он на своей родине, на Чукотке, и теперь готов к игровому проекту о земляках. Специального упоминания жюри короткого метра удостоен молодой российский режиссер Михаил Местецкий за картину «Незначительные подробности случайного эпизода».

Александру Сокурову был вручен приз Армянской апостольской церкви «Да будет свет!», учрежденный Первопрестольным Святым Эчмиадзином. Российский режиссер принял награду из рук католикоса всех армян Гарегина II.

В этом году не стало итальянского сценариста Тонино Гуэрры и греческого режиссера Тео Ангелопулоса. Когда-то они приезжали на «Золотой абрикос». Теперь в Ереван пригласили их жен. В память об ушедших классиках прошла служба в церкви Зоравор, а потом был вечер, где о них показали фильмы.

А армянское кино отмечает свое столетие, в следующем году — юбилейный десятый «Золотой абрикос», занявший особую нишу в кинематографическом пространстве. Президентом фестиваля является знаменитый канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян. Приезжает он не каждый год, но уже его имени достаточно, чтобы приглашать звезд первой величины. Никакой звездной болезни у кинематографистов на фестивале нет. С теми, к кому не подойдешь где-нибудь в Канне или Венеции, можно свободно пообщаться и даже отправиться в путешествие по стране.

Большинство туристов посещают традиционные места: ереванский Матенадаран — хранилище древнеармянских рукописей, яичные краски которых не померкли от времени и света; музей художника Мартироса Сарьяна, храм Гарни и пещерный монастырь Гегард, расположенные недалеко от столицы, а также Эчмиадзин — резиденцию католикоса. А вот другие маршруты многие не знают. Давно бы надо организовать экскурсии по местам, где снимал свои фильмы Сергей Параджанов. В 2005-м мы ездили туда в компании с иранским классиком Аббасом Киаростами. Поднимались по крутому серпантину на высоту более двух тысяч метров. Там сохранились монастыри V-XII веков, которые можно увидеть у Параджанова. В Армении считается, что чем больше людей пройдет по могильным плитам (можно даже на них присесть), тем лучше для покойных. Значит, о них помнят. Дети играют среди захоронений в футбол. В Санаине, в пустынном монастыре, где прошли детские и школьные годы великого армянского поэта Саят-Нова и где снимал о нем свой знаменитый фильм Параджанов, мальчишки играют в карты. И не потому, что дурно воспитаны. Это их двор, их территория, с которой никто не прогонит...

В одной из фестивальных секций — «Армянская панорама» — представляют картины, созданные по всему миру режиссерами армянского происхождения. На этот раз нам намекнули, что таковое вроде бы имеется у представительницы французской «новой волны» Аньес Варда. Значит, быть ей через год в Ереване. В прошлый раз армянские корни обнаружили у Фанни Ардан. Каждый год в Ереван съезжаются армяне, живущие по всему миру. Кто-то родился в другой стране и не знает языка предков, но тяга к родному месту в крови.

Культовая фигура здесь Сергей Параджанов. Всякий раз слышишь удивительные истории из его жизни. В этом году в связи с 80-летием Андрея Тарковского в дни фестиваля были обнародованы письма Тарковского к Параджанову.

Почти каждый год бывает на фестивале кинорежиссер Роман Балаян, автор фильмов «Храни меня, мой талисман», «Полеты во сне и наяву»... Он тут свой и воспринимается, как гостеприимный хозяин, хотя и живет в Киеве. Балаян родом из Нагорного Карабаха и почти всегда ездит в родное село Неркин Оратаг, когда бывает в Армении. Добраться туда непросто, хотя туристические компании организовывают двух-трехнедельные туры.

В следующем номере «Культура» пригласит читателей в путешествие по Нагорному Карабаху.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть