Айдар Зубайдуллин: «Башкирское искусство — от Волги до Тобола»

23.03.2012

Ксения ФОКИНА

В Концертном зале имени Чайковского состоялся вечер башкирского Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, посвященный 100-летию со дня рождения отца-основателя коллектива.

Файзи Гаскаров — человек-легенда. Ученик Игоря Моисеева, солист его ансамбля, он в конце 1930-х вернулся на родину, чтобы создать здесь ансамбль по образу моисеевского. Моисеев был убежден, что каждой республике необходим собственный коллектив, сохраняющий народную культуру. Так возникло особое братство и традиция: когда у кого-нибудь праздник, поздравлять приезжают коллеги: причем не в одиночку или дуэтом, а всем миром. Вот и в Зале Чайковского выступили Хор имени Пятницкого, Кубанский казачий хор, «Березка», Ансамбль танца имени Годенко, «Гжель»...

Сегодня ансамблем руководит народный артист Республики Башкортостан профессор Айдар Зубайдуллин — танцовщик потомственный. В ансамбле работали его родители.

культура: Желание создать ансамбль по формату моисеевского — от восхищения педагогом, желания ему подражать?

Зубайдуллин: Идея исходила от самого Игоря Александровича, он и отпустил Гаскарова со словами: «Файзи, возвращайся на родину, собирай по крупицам искусство своего народа и создавай коллектив». Мы были первыми последователями моисеевцев. Когда отмечали 70-летие коллектива, руководитель моисеевского ансамбля Елена Щербакова назвала нас «самым старшим младшим братом».

культура: Создание ансамбля — эксперимент, и достаточно смелый. Гаскаров решился на него в одиночку?

Зубайдуллин: Он был гениальным человеком и понимал, что осилить задуманное можно только командой. Когда коллектив создается с нуля, то каждый танцовщик, каждый музыкант — заведомо соратник. Первопроходцев — тех, кто начинал, осталось немного, но они помнят, как, переезжая с артистами из города в город или из аула в аул, Файзи Адгамович устраивал вечеринки, заставляя народ танцевать. Подсматривал движения, наставлял молодежь — кому что запомнить, потом движения стилизовал и отправлял на сцену — рождалось чудо. Он был дальновиден: в номерах, поставленных полвека назад, мы сегодня находим столько нюансов и открытий.

культура: Чтобы здание стояло столь прочно, нужен был крепкий фундамент, так?

Зубайдуллин: Мы — одна семья, где уважают старших и помогают младшим. Гаскаров воспитывал коллектив по-отечески, артисты были ему как дети. Я попал в ансамбль юным и не забуду поддержку старших, все не мог дождаться начала репетиций, хотелось танцевать как можно больше и как можно лучше, равняясь на старших.

В коллективном «мы» народной культуры есть важный принцип: не только внимательно относиться к своему искусству, но любить фольклор и почитать творчество любых национальностей. Принцип вывел Файзи Гаскаров, основан он на толерантности, которая для нас — закон. Наша миссия — говорить своим искусством о том, как прекрасна земля, какие замечательные люди живут на ней, сколь многообразна народная культура.

Гаскаров создал не просто танцевальный коллектив, а своеобразный театр танцев народов мира: его произведения — это художественные зарисовки из жизни разных народов.

Еще один принцип, завещанный Файзи, — профессионализм. За семь пройденных десятилетий башкирский танец стал академическим и профессиональным. Посмотрите, как сегодня нивелируются в хореографии национальные стили — не только в России, но и по всему миру. Что в классическом балете, что в народной хореографии. Никто не против компиляции, как одного из приемов хореографического творчества, но к ней надо подходить и осторожно, и ответственно.

культура: Чем отличается башкирский танец?

Зубайдуллин: Башкир называли кочевниками, но кочевье было летом, а зимой — оседлые зимовки в Уральских горах, в степях Зауралья, в озерных краях. Горные башкиры танцуют не так, как степные. В танце отражаются образ жизни и обычаи народа, даже климатические условия. Кочевали башкиры от Волги и до Тобола — огромное расстояние. Потому-то башкирское искусство столь многообразно. Но главное — характер. Башкир — воин, джигит. Вот и в танце — подражание гордым взмахам крыльев орла, легким прыжкам оленя, недюжинной силе медведя.

культура: Певучие руки башкирских девушек всегда вызывали восхищение...

Зубайдуллин: Башкиры — мусульмане, потому в женском танце колоритное сочетание нежности, скромности и кокетства. Каким бы покровом ни была прикрыта башкирка, она найдет возможность привлечь внимание. Канон женской красоты — танец «Семь девушек». В фильме о нашем коллективе «Крик души» Гаскаров комментирует: «Только один раз девушки поднимают взгляд на джигита и сражают его насмерть, заставляя влюбиться на всю жизнь».

культура: Один из танцев Гаскарова называется «Северные амуры» и посвящен героям войны 1812 года. Объясните.

Зубайдуллин: Полки башкирских лучников в составе казачьего войска атамана Платова воевали с французами и вместе с донскими казаками и калмыками вошли в Париж, расставили на Елисейских полях свои юрты. А так как главным оружием башкир были луки, то французы называли их северными амурами.

культура: Как принимают башкирское искусство в мире?

Зубайдуллин: За 70 лет мы проехали 80 стран, не были только в Австралии и Антарктиде. Мы гордимся тем, что являемся брендом — сегодня модно это слово — нашей республики. Представляем ее как толерантную и развивающуюся.

культура: Какие планы у ансамбля?

Зубайдуллин: Работаем над четырьмя проектами. Первый — к столетию Файзи Гаскарова восстанавливаем его наследие, помогают ветераны. Второй — «Наш дом — Россия» — это программа о народах, населяющих Россию. Для третьего проекта, совместного с ТЮРКСОЙ (Международной организацией тюркской культуры), создаем танцы тюркоязычных стран. Созвездие «Содружество» — четвертый проект, на осуществление которого получен грант.

культура: Ваши отец и мама были ведущими артистами, позднее руководили ансамблем, сейчас коллектив ведете Вы, танцуют и Ваши сыновья. Династия — тоже гаскаровский принцип?

Зубайдуллин: Династии существуют в любых ансамблях. Трудно выбрать другую профессию, если тебя еще в коляске возили на концерты и ты вырос на гастролях и репетициях. Это судьба. Династии дают ответственное отношение к той работе, которую в твоем роду все считают делом жизни.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть