Алексей Федорченко: «Я искал актрису для марийского «Декамерона»

27.04.2012

Светлана ХОХРЯКОВА

На проходящем в эти дни 55-м Международном кинофестивале в Сан-Франциско, а затем и на учрежденном Робертом Де Ниро 11-м фестивале в Трайбеке (США) режиссер из Екатеринбурга Алексей Федорченко, известный по фильмам «Овсянки» и «Первые на Луне», представит свою новую 35-минутную ленту «Хроноглаз».

Новая картина Федорченко вошла в интернациональный альманах «Четвертое измерение» наряду с американской и польской новеллами. Летом Алексей закончит свой новый полнометражный фильм «Небесные жены луговых мари» — о мифологии и сегодняшней жизни марийского народа.

культура: Идеологи альманаха «Четвертое измерение» задали участникам проекта чисто формальные условия. Как Вы решали задачу «поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»?

Федорченко: Прежде чем написать сценарий, я предложил свой рассказ «Машинка времени». Он понравился продюсерам и был утвержден, и потом уже фактически никто не вмешивался в процесс. Нужно было рассказать о четвертом измерении, каким я его представляю. Существовали странные пунктики. Один герой должен называться Мики Хаус, другой — носить ботинки для чечетки, у кого-то из персонажей предполагалось отсутствие зубов. Обязательно было наличие чучела животного. То есть определялись какие-то смешные вещи, подталкивающие фантазию.

культура: А что для Вас четвертое измерение?

Федорченко: У меня это время. Если брать глубже — выбор человеком основных жизненных путей. Герой пытается обрести свободу, спрятавшись в прошлом, но будущее уже стучится в дверь.

культура: Ваш новый полнометражный проект окутан тайнами. Что это за луговые мари?

Федорченко: «Небесные жены луговых мари» — странный проект из 23 разрозненных новелл о прекрасных марийских женщинах, имена которых начинаются на букву О. Связаны эти истории в первую очередь языком, очень сложным, относящимся к финно-угорской группе. Актрисам приходилось не только его учить, но и играть на нем.

культура: А почему все имена на букву О?

Федорченко: Красиво. Около ста марийских исконных имен начинаются с О. К сожалению, все они в основном теперь забыты.

культура: Ваши герои — современные люди. Каким образом старинные марийские традиции проявляются в их жизни?

Федорченко: У нас в фильме проявляются. В реальности — гораздо в меньшей степени. Язычество для большинства марийцев закончилось 500 лет назад. Они считаются православными, но некоторые старинные праздники сохраняются. Гораздо в большей степени это характерно для восточных марийцев, бежавших от православия за Урал, в Башкирию, нынешние Свердловская область и Пермский край. 80 процентов фильма мы снимали именно там.

культура: Вы снимали настоящих деревенских жителей. Насколько для них органично то, что Вы себе придумали про этот народ?

Федорченко: Мой первый подобный опыт относится к 2005 году, когда я начал разминать эту тему в фильме «Шошо». Знакомился с культурой и мифологией, и там гораздо опаснее было внедряться в местную жизнь, поскольку главными героями и актерами стали действующие карты — жрецы марийского языческого культа. Они играли самих себя, делали это с удовольствием, совершали забытые теперь обряды. Мы не делали ничего такого, что могло бы оскорбить их веру и народ. Примерно так же получилось и сейчас.

культура: Что-то связывает Ваши новеллы помимо языка?

Федорченко: Наша картина — марийский «Декамерон», эротическая красивая комедия. Это фильм-календарь, где представлены все времена года. Мы снимали не просто весной, летом, осенью и зимой, а голой осенью, желтой осенью и так далее. Это фильм-орнамент, рассказывающий об этапах женского пути от рождения до смерти.

культура: Из чего Вы исходили, выбирая актрис?

Федорченко: Все они особенные — Юлия Ауг, Яна Есипович, Дарья Екамасова, Яна Троянова. Я искал образ марийской женщины, тот, каким я его представляю.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть