Василий Анисимов: «Филарету пора собираться в ад»

Андрей САМОХИН

18.02.2015

Руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата Василий Анисимов — сторонник духовного и культурного единства наших народов, да и «боец» неробкого десятка. Он открыто выступал против идеологического «оранжевого коктейля» со времен первого майдана. Сегодня мы беседуем о последствиях государственного переворота на Украине в феврале 2014-го, о пагубной роли церковных раскольников и милитаристском угаре украинских СМИ.

культура: В своих статьях и выступлениях Вы всегда полемизировали с «евроромантикой», бандеровщиной и русофобией. Но можно ли было предположить, что этот тренд выльется в гражданскую войну, больно ударит по российско-украинским отношениям на всех уровнях?
Анисимов: Нынешнюю катастрофу, эту кровавую бойню в Донбассе никто не мог спрогнозировать. Мы гордились тем, что за 22 года независимости, во время любых политических перипетий, не проливалось крови. Но в этот раз вышло по-другому.  

Сама «оранжевая» идеология — как политика разрыва тысячелетнего братского единства наших народов — зародилась еще при Кравчуке, и все без исключения президенты Украины в той или иной степени ее разделяли. В религиозной сфере она проявлялась в виде притеснения православной церкви как зримого олицетворения нашего многовекового духовного единства. УПЦ уже почти век — с ленинских декретов — лишена статуса юридического лица, ей не возвращена экспроприированная большевиками собственность, она ограничена в социальном служении. Кроме того, сверху поощрялось создание русофобских псевдорелигиозных объединений, типа филаретовского раскола, продвижение унии на Восток. 

Надо сказать, что оранжевая идеология имела и сторонников, и противников. Я за 15 лет издал восемь книг по этим проблемам и всегда вручал их оппонентам, а они мне — свои. То есть еще совсем недавно эта полемика не предполагала кровавого истребления противников. Но времена меняются... 

культура: Однако разве не «оранжевая» идеология лежала в основе февральского государственного переворота?
Анисимов: Я думаю, она была лишь оберткой. Провокацию с ночным избиением молодежи, с которой начался майдан, осуществила администрация президента. Об этом пишет и Николай Азаров в своей книге. Что, находящаяся у власти «Партия регионов» или олигархи из клана Януковича были «оранжевыми»? 

А на майдане вообще не было никакой господствующей идеологии. Всякое лыко в строку. Слушаешь, смотришь — и не веришь глазам и ушам: евреи клянут жидов, русские — москалей, и все вместе — олигархов-кровопийц, которые с горящими очами пребывают рядом на сцене. Сюда же стянули религиозников разных мастей, литераторов, общественников — всех, кто надрывно умеет рассказывать о бедах народных. Каждый, что хотел, говорил и, что хотел, слышал. Поэтому до сих пор никто не может найти общий идеологический знаменатель. Сошлись на том, что это некая «революция достоинства». Но весь смысл майдана заключался в рефрене, который скандировали каждые полчаса на протяжении месяцев: «Банду геть!» Спасение Украины виделось в свержении власти, насыщение злобой привело к радикализации, бескомпромиссности и в конечном счете — к кровопролитию.

культура: Была ли, на Ваш взгляд, священноначалием УПЦ допущена ошибка при подписании в 2013 году декларации «о евровыборе» Украины?
Анисимов: Это был совершенно алогичный документ из шести противоречивых абзацев. Власть и оппозиция тогда объединились в едином вдохновенном европорыве. Брюссель выставлял списки требований по адаптации законодательства и экономики к нормам Евросоюза, а госчиновники вместе с оппозиционерами наперегонки выполняли их, будучи в какой-то истерии. Верхи решили в том числе заручиться поддержкой Всеукраинского совета Церквей, куда входят христиане, мусульмане, иудеи, раскольники и сектанты. Состряпали декларацию, где в одних абзацах пропагандируется евровыбор, в других — призыв к широкой общественной дискуссии по этому вопросу. Абсурдность заключалась и в том, что все традиционные религии Украины уже заявляли свое крайне негативное отношение к европейским духовным процессам, вплоть до сравнения нынешнего Евросоюза с Содомом и Гоморрой. Тем не менее всех членов Совета заставили подписать эту декларацию, в том числе и тяжелобольного слепого Митрополита Владимира (судя по всему, с ним просто согласовали текст по телефону). 

Мы, кстати, тогда раскритиковали и саму декларацию, и способ ее подписания. Закончилось все, как известно, страшным конфузом: через месяц власть отказалась подписывать договор об ассоциации с ЕС, объявив его кабалой для украинского народа. Совет Церквей оказался в нелепом положении. Получалось, что он тянул страну не только в духовный Содом, но и в экономическую удавку. Это, конечно, и ошибка, и очередной урок для Церкви. Потакать власти — дело опасное: и подставят, и скомпрометируют перед своими же верующими. 

культура: Но самозваный «патриарх Филарет» — Михаил Денисенко у новой власти, кажется, в особенном фаворе. На днях вот в США даже вручил орден святого Владимира сенатору-русофобу Джону Маккейну.
Анисимов: Филарет может вручать только орден «Святополка Окаянного», потому что за тяжкие преступления перед Церковью Христовой подвергнут анафеме. Все, кто попадал под его «чары», — от Кравчука до Януковича — плохо заканчивали свои политические карьеры. Объявлялись «старой преступной властью», подвергались остракизму, даже в тюрьму попадали, как Тимошенко. Михаил Антонович Денисенко — старая политическая марионетка. Он присасывался к любой власти, а когда она уходила в отставку, с упоением лягал копытом бывших покровителей, чтобы угодить новым. Однажды он так достал Леонида Кравчука, что тот публично предложил Филарету «не выпрыгивать из штанов», пригрозив обнародовать его работу в органах госбезопасности. 

Джона Маккейна, несгибаемого борца с тоталитаризмом и КГБ, стоит поздравить: он стал, видимо, первым американским сенатором, получившим награду из рук ветерана советского политического сыска. Наверное, и к ручке приложился — по протоколу! 

Филарет был разоблачен как сексот КГБ по кличке «товарищ Антонов» еще во времена перестройки. Его самая известная жертва — нынешний митрополит Николаевский и Очаковский Питирим (Старинский). Будущего владыку обвинили в антисоветской агитации и пропаганде, когда он был монахом Почаевской лавры. Ему удалось бежать, он долго скрывался по всему Союзу. Филарет выманил его к себе для «беседы и помощи», после чего тот был арестован прямо во Владимирском соборе и отправлен в тюрьму на шесть лет. И таких подвигов у Филарета немало. Словом, настоящий «святой отец» для настоящего американского «героя». 

культура: «Святой отец» приехал просить у США не мира в Донбассе, а оружия, чтобы убить еще больше людей...
Анисимов: Думаю, кровожадность этого безумца объясняется тем, что ему уже стукнуло 86 лет, пора, как и всем анафематствованным, собираться в ад. Поэтому Филарет не жалеет ни людей, ни страну. Сейчас он тешит свое закатное тщеславие. Ведь его на порог ни одного православного храма не пускают, гонят, как святотатца, в шею. А тут президент сверхдержавы, сенатор привечают и не обзывают самозванцем. Удел желанный! Хотя зрелище, конечно, жалкое. 

культура: Православная церковь на Украине оказалась в очень непростом положении. Попытка стоять над схваткой не всегда удается пастырям, не говоря уже о простых прихожанах. Понятно, что позиция Церкви зависит от точного определения происходящего. Но кто же его даст?
Анисимов: Православная церковь обязана вставать не над схваткой, а между враждующими сторонами, дабы прекратить кровопролитие. Православие еще в марте прошлого года устами всех патриархов призвало решать гражданский конфликт на Украине только диалогом. Православные предстоятели имеют солидарную точку зрения и на трагедию Донбасса: это братоубийственная война, которая должна быть остановлена во имя Христа, народа и Украины путем диалога. 

Православная церковь собирает гуманитарную помощь, помогает и силовикам, и ополченцам, ведет переговоры и освобождает военнопленных. В самой зоне АТО в 1200 храмах и монастырях священнослужители правят службы, помогают людям, несут со своим народом все тяготы и ужасы войны. Церковь ежедневно молится и призывает участников конфликта к миру и милосердию. При этом подавляющее большинство воюющих, погибших, покалеченных с обеих сторон — это наши единоверцы. Для Церкви каждый день этой бойни — страшная трагедия, и мы больше всех заинтересованы в мире.

Беда в том, что украинские СМИ в своем милитаристском угаре церковную точку зрения не только не пропагандируют, но и попросту игнорируют. 

Мы видим возрождение тоталитаризма, нетерпимости к инакомыслию. Доносительство уже не считается моральным уродством, повсеместно нарушается свобода слова, преследуются журналисты. Социальные протесты объявляются государственной изменой, как и антивоенные акции. 

Если наконец-то удастся в Донбассе перековать мечи на орала, установить долгожданный мир, научиться понимать, а не убивать друг друга, то есть надежда, что и вся Украина повернется с нынешних путей безумия.