Русский сезон в Абхазии

Виктор СОКИРКО

13.05.2014

?стное «Машаллах!», а наше привычное «Ух!» — туристов из России здесь хватает. Корреспондент «Культуры» прогулялся по набережным некогда престижных курортных городов.

Пешком — за границу

Сезон только начинается, но приезжий люд уже заполняет набережные Пицунды, Гагры, Нового Афона, Сухума. Отдыхающих немало, но вот пансионаты и дома отдыха стоят полупустыми. Конкурировать с частным сектором им не под силу.

Попасть в Абхазию из России можно и по суше, и по морю. Предпочтительнее все же по земной тверди. Открытый в 2011 году рейс морского туристического катамарана «Сочи — Гагра», который курсирует четыре раза в неделю, так и не стал массовым — дорого, да и особого выигрыша во времени не дает. 

Есть еще электричка, раз в день отправляющаяся от железнодорожного вокзала до Сухума. Но интереснее через два пограничных перехода: автомобильный либо пешеходный.

Последний пользуется даже большей популярностью. Основная часть туристов добирается до курортов так. Сначала по железной дороге или самолетом до Адлера, дальше минут 20–25 на автобусе или на маршрутке до пограничной реки Псоу, где расположен пункт пропуска, потом пешком чуть более километра через мост и уже на абхазском транспорте — до места назначения.

Получается не очень дорого. Сверх дорожных расходов — только курортный сбор на абхазской таможне. Выкладываешь 30 рэ (официальная валюта Абхазии — российский рубль) и три месяца можешь греть любые части тела под жарким солнышком.

У туристов-автомобилистов тоже «ноу проблем». Сейчас, перед сезоном, на пункте пропуска практически нет очередей. Отдельный коридор — для большегрузных фур, отдельный — для автобусов. Всего четыре «выделенки» — достаточно удобно. Машины преимущественно с абхазскими номерами, но за рулем россияне. Едва ли не половина сочинцев регистрируют свои иномарки в Абхазии — здесь растаможка обходится гораздо дешевле.

— Буквально через пару недель ситуация изменится, — говорит «Культуре» офицер Черноморско-Азовского пограничного управления Владислав Козлитин, — поток пересекающих границу граждан значительно увеличится. В основном за счет отдыхающих. Но проблем с пропуском через КПП не будет. Предполагается, что в среднем границу будут пересекать около 40 тысяч человек в месяц. И если еще два года назад возникали очереди, то сейчас нам удалось эту проблему решить.

Попасть в Абхазию можно по общегражданскому паспорту РФ. Будьте готовы к тому, что пограничник зорко сверит ваше лицо с фото в документе, а паспортные данные пробьет через служебную базу. Предосторожность не лишняя — через границу стремятся улизнуть из России (либо проникнуть в нее) лица, находящиеся в розыске. Если судить по специальному стенду с фотографиями, нарушителей немало. В том числе и подозреваемых в причастности к террористической деятельности.

За последний год здесь было задержано несколько десятков человек. В числе трофеев — наркотики и огнестрельное оружие. Такие «экспонаты» попадались и в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи. При этом сами пограничники утверждают, что специальный «олимпийский» режим службы у них не вводился. «Граница — понятие круглосуточное», — говорят они. И успокаивают:

— Но людям с чистой совестью остерегаться нечего. Для отдыхающих и туристов у нас открыт «зеленый коридор». Все формальности при переходе границы занимают считанные минуты.

Кафель, море и шашлык

— Абхазия практически полностью готова к новому курортному сезону, — рапортуют в министерстве здравоохранения республики. — Пансионаты и санатории уже принимают отдыхающих. В этом году предполагается даже некоторое увеличение численности туристов из России, но мест хватит на всех. У нас действуют более ста объектов оздоровления, а есть еще и огромный резерв частного сектора — и это не съемные углы, а маленькие, но вполне комфортабельные гостиницы. Плюс добавьте чистоту горного воздуха и нашего Черного моря.

Этот оптимизм пока строится исключительно на правилах кавказского гостеприимства. Гостям здесь, действительно, всегда рады. Но, увы, не всегда их готовы достойно принять. Местные отели, а это большей частью бывшие пансионаты и базы отдыха, в лучшем случае вытягивают на слабенькую «двоечку» в «звездном» измерении. А то и до одной не дотягивают. При этом цена колеблется от 500 рублей в сутки (койка в деревянном домике с душем в коридоре) до 5000 и более в бывших «цэковских» санаториях, за которые, по нынешним меркам, и сто долларов много. Кстати, о деньгах: все свое носите с собой. С банкоматами в Абхазии туго. На начало сезона имеются только два: по одному в Гагре и Сухуме, принимают систему Visa.  

Общая беда Абхазии, и это признают местные жители, что курортная инфраструктура так и не получила за последние годы широкого развития. Виной всему — тяжкое наследие местных обычаев: выделенные Москвой деньги, по данным Счетной палаты РФ двухгодичной давности, почти на 50 процентов в буквальном смысле слова ушли в песок. Из реально осязаемого остались лишь хорошая трасса от Адлера до Сухума да добротные школы и детсады. Детям хорошо. Но курортам плохо. 

Что говорить, в Абхазии очень рассчитывали на часть пирога от строительства инфраструктуры в Сочи. Были уверены в новых масштабных российских вливаниях. Готовы были даже спортсменов и болельщиков у себя поселить. Но Россия обошлась территорией Большого Сочи и отвела Абхазии роль «буфера безопасности» — разместив там свою военную базу с системами ПВО и выставив российскую же погранслужбу на границе с Грузией. А «живых» денег больше не дала.

Сейчас в Абхазии ждут, как пройдет нынешний курортный сезон, ведь именно он приносит основную прибыль в бюджет республики. Опасаются, что часть отдыхающих осядет в заново отстроенном и разрекламированном Сочи. Но надеются, что смогут привлечь туристов за счет более низких — по сравнению с олимпийской столицей — цен.

— Наш контингент никуда не денется, как ездили, так и будут ездить, — убеждает, скорее, даже не корреспондента «Культуры», а самого себя, хозяин одного из сухумских пансионатов Гиви Допуа. — Другое дело, что предоставить нового качества услуг мы русским отдыхающим не сможем. Только крышу над головой, шашлык-машлык, море и солнце.

Гиви — достаточно влиятельная фигура в городе, отличился в войне с Грузией в 1992–1993 годах. Он не скрывает, что особых вложений в свой бизнес не сделал. Его пансионат ни капли не утратил из незамысловатой прелести советского периода, когда было достаточно кафельной плитки в туалете и относительной близости моря. Ничего с тех пор не изменилось: и море, и плитка — все на месте.

— Нанять рабочих — нужны деньги, — вздыхает Гиви, с которым мы пьем крепкий кофе неподалеку от его «отеля». — Не только за работу. Сами абхазы строить не будут, надо людей на стороне искать — привезти, отвезти, кормить, дать жилье. Нужны большие капиталовложения, но их нигде не найти. Была надежда на московских олигархов, но там нас, видимо, быстро раскусили — не стали рисковать. Турецкие бизнесмены тоже дальше разговоров не пошли. Через пару лет можно будет вообще только лежаки на пляже сдавать в аренду...

След Лужкова на даче Сталина

О том, что в Абхазии основная часть курортных застроек принадлежит россиянам, не говорит здесь только ленивый. «Лужков все купил, Путин тоже купил», — изрекает седой старик-абхазец за кофейным столиком на набережной в Гагре. Я ему не верю. Ведь по закону Абхазии иностранец не может ни купить собственность в республике, ни взять ее в аренду на длительный срок. Будь ты хоть Лужков, хоть Путин, хоть даже принц Монако. Чтобы обойти этот драконовский для россиян закон, распространенной практикой в Абхазии после 1992 года стало использование в качестве номинального хозяина собственности местного жителя. А за его спиной вполне может стоять иностранец — правда, дело это по понятным причинам довольно рискованное. Так что никаких документов о купле-продаже дач и санаториев вы не найдете. И даже знаменитая дача Сталина на Холодной речке никак не могла бы принадлежать экс-мэру Лужкову или олигарху Дерипаске, о чем здесь тоже любят поговорить.

А вот в аренду — на двадцать лет — некоторые санаторные объекты в Абхазии россиянам все же переданы. Например, знаменитый пансионат «Литфонд» (Дом творчества писателей) числится сейчас за «Росатомом». И таких здравниц наберется несколько десятков. В том числе и санаториев, которые отданы в аренду Министерству обороны России — в Сухуме, Гагре, Очамчире. Именно благодаря хозяевам, которые вкладывают в развитие здравниц немалые средства, они и существуют. Сотрудников на отдых отправляют и дают работу местным жителям — врачам и обслуживающему персоналу.

Два года назад возник спор по поводу военного санатория в Сухуме. До 1992 года он числился за Московским военным округом и уцелел во время абхазско-грузинской войны лишь потому, что там находились российские десантники и штаб миротворцев. После обретения независимости передать санаторий в ведение Минобороны России абхазская сторона не захотела, и наши военные от него отказались. Здравницу прикрыли — на улице остались сотни сотрудников из числа местных жителей. Наученные таким опытом, абхазы сочли дельным предложение нового министра обороны Сергея Шойгу о долгосрочной аренде и пошли на уступки. Санаторий по-прежнему принимает отдыхающих российских военнослужащих и членов их семей. К взаимной выгоде.

Остались в Абхазии собственниками жилья и те российские граждане, которые приобрели его еще в советские времена. Они-то в основном и сдают квартиры и комнаты приезжающим соотечественникам. Этим и живут. Но полноценными хозяевами метров чувствовать себя не могут. Нет, пока живешь — живи. Никто тебя выселять не станет, и своим детям квартиру имеешь право оставить в наследство. А вот продать — уже не моги. 

— Я бы уже давно продала свою квартиру в Гагре и уехала в родную Смоленскую область, —  рассказывает баба Люба. — Возраст уже не тот, да и дорожает здесь жизнь. Но сделку оформить не могу.

Любовь Сергеевна Ляшко купила однушку в Гагре сразу после Чернобыльской аварии —  спасалась от радиации. Надеялась, что дети и внуки будут приезжать на лето, но охоты ехать в Абхазию у родни не было, а одной здесь жить уже невмоготу. Засобиралась на родину, вывесила объявление о продаже квартиры. И вот уже пять лет безуспешно пытается провести эту сделку. Не имея абхазского паспорта, продать она ее не может — даже при наличии всех документов на право собственности. Попыталась договориться с кем-то из местных, чтобы провести сделку через них, но услышала в ответ предложение с такой смехотворной суммой, что проще было бы квартиру просто бросить. «Умрешь, бабка, она нам бесплатно достанется», — незлобливо констатировали соседи-абхазцы.

Аналогичная ситуация и еще у одного россиянина, Сергея Прокопьева. Он в 1995 году купил уютный дом неподалеку от Сухума — чудное место, да и цена была невысокой. А сейчас махнул рукой на эту недвижимость и отдает ключи от дома всем знакомым, кто хотел бы недорого отдохнуть на море, — лишь бы стены в порядке поддерживали.

Семеро смелых 

С этой компанией мне довелось познакомиться на пешеходном пограничном переходе на реке Псоу. Из микроавтобуса выгрузились четверо молодых мужчин, три девушки и ребенок. С объемными рюкзаками, коробками с провизией. Было видно, что не на один день приехали. Оказалось, орловские.

— Мы часто в Абхазии отдыхаем, любим сюда ездить, — рассказал Алексей Житарев. — Еще наши родители привили любовь к этим местам. Все привычное, знакомое. Вот сейчас хотим здесь майские праздники провести, на две недели приехали. Потом еще летом планируем приехать.

У ребят есть облюбованный дом в районе Нового Афона. Хозяйка по старой памяти сдает им две комнаты за тысячу рублей со всей компании, а они стараются не слишком шуметь, да еще и по хозяйству помогают. Теснота ребят не смущает, к тому же они не домоседы: взяли палатки — и в горы. Главные плюсы — дешевизна проживания и удобный путь по железной дороге. И, конечно же, близость моря, ради которого они сюда и приезжают.

— Мы, если честно, в этом году к Крыму присматривались — там тоже хорошие условия предлагаются, — говорит Алексей. — Но вот решили Абхазии пока не изменять — здесь как-то привычнее...

Такие, как он, пожалуй, и есть основной контингент отдыхающих из России. Те, кто привык, кому комфортно в местных спартанских условиях, кто может оценить незамысловатый отдых на фоне роскошной природы. Абхазия — вроде уже и заграница, но какая-то своя. Хотя цены в магазинах — повыше средне-российских. Так что вполне себе «рублевка». В том смысле, что рублевая зона.


Что почем

Проживание в частном секторе:

койко-место — 200–300 рублей с человека в сутки;
отдельный дом (независимо от количества проживающих) — 4000–5000 рублей в сутки.

Транспорт:

такси из Сочи (Адлера) до Сухума — 2500 рублей;
такси от границы (Псоу) до Сухума — 1000 рублей;
маршрутка до Сухума (100 км) — 200–250 рублей;
маршрутка до Гагры (47 км) — 100–150 рублей;
автобус (внутренние перевозки) 15–20 рублей.

Питание:

шашлык — 150 рублей;
обед на набережной в кафе — 300–500 рублей с человека;
ужин в ресторане — 700–1000 рублей с человека;
кофе по-восточному — 20–50 рублей чашка.