Мой Крым

22.03.2014


Валентин КУРБАТОВ, писатель:

— Крым — это каждое русское сердце. Это и Лев Николаевич Толстой, и Михаил Юрьевич Лермонтов, и Александр Сергеевич Пушкин. Такое ощущение, словно судьба играла полуостровом и, наконец, наигралась. Сейчас Крым естественно возвращается домой, вдоволь поскитавшись по перекресткам истории. Мы восстанавливаем целостность нормальным органическим образом.


Валерий ТИМОЩЕНКО, режиссер-документалист

— Два года назад, завершив картину «Чистая победа» о Новороссийском десанте, я задумался над продолжением цикла — ленте о Второй обороне и освобождении Севастополя. Когда объявили крымский референдум, понял — пора. Ехал с кубанскими казаками. Предполагал — в горячую точку, а попал на праздник. 16 марта весь день провел в Севастополе на избирательном участке в Первой гимназии. Явились 90 процентов избирателей, и 96 процентов от этого числа проголосовали за воссоединение с Россией. Об автономии вспомнили 20 человек. Один бюллетень сочли испорченным — кто-то не удержался, нарисовал в квадратике не галочку, а сердечко... 

Город не узнать: Севастополь наполнился радостным светом. Повсюду улыбки, поздравления, слова «мы возвращаемся домой» звенят в воздухе, красуются на самодельных плакатах. 

Один священник сказал мне, что Царство Небесное нельзя выиграть по очкам. Сейчас, как и 70 лет назад, России и Крыму была необходима чистая Победа. 9 мая 1944 года город был освобожден от немецких оккупантов. Уверен, героизм наших солдат вдохновил союзников месяц спустя открыть Второй фронт. Но почему танки Манштейна так рвались сюда в 1941-м и 250 дней атаковали город? По мнению европейских геополитиков, в Крыму находится Хартленд — сердце Евразии. А для меня Севастополь — капля, в которой блещет и переливается вся Россия: христианский и солдатский подвиг, судьбы Владимира Красное Солнышко, Льва Толстого и Василия Шукшина. 

Думаю, если бы сейчас Россия не поддержала крымчан, такого позора мы бы не пережили. Уступили — лишились бы головы и души. Как в начале 90-х, когда по руинам страны бродил бывший советский человек, чесал репу и никак не мог осознать — кто он, откуда, куда идет...

16 марта свершилось обыкновенное чудо: русская река вернулась в родные берега. Невозможно ее задушить или выдумать заново на беловежской даче или в киевском кабинете.

Братья-севастопольцы задумали — то ли в шутку, то ли всерьез — поставить памятник бандеровской хунте и каждый день возлагать к нему цветы в знак признательности за Євромайдан... Главное — не обмануть надежды этих людей. Они сделали свой исторический выбор.


Елена ОБРАЗЦОВА, народная артистка СССР:

— Так сложилась жизнь, что в Крыму я была всего один раз и очень-очень давно. В советские годы, когда семьи копили деньги, чтобы выехать на отпуск к морю — а это было любимое народом Крымское побережье, — мы были бедны и о такой поездке даже не мечтали. И все-таки я увидела море — меня, маленькую девочку, отправили в «Артек». Помню, как увлеченно собирали гладкие цветные камешки, я набрала целую сумку, которую потом еле-еле дотащила до поезда... 


Никита СИМОНЯН, олимпийский чемпион по футболу, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР: 

— В Крыму бывал неоднократно, у меня там много друзей. С этим благодатным краем связаны самые теплые воспоминания. Часто выезжали туда с командой на сборы. Как человеку, жившему в Советском Союзе, мне абсолютно непонятно нелепое решение товарища Хрущева о передаче полуострова Украине. Он не был вправе распоряжаться данной территорией. И, как ни обидно сегодня украинским «друзьям», думаю, историческая справедливость восторжествовала. Крым был российским — таковым и должен остаться.


Николай СТАРИКОВ, историк, писатель:

— Крым для меня в первую очередь — неотъемлемая часть русской цивилизации, земля, которая еще два века назад официально вошла в состав нашего государства. Помимо этого, полуостров является важнейшей геополитической точкой, южным форпостом России, базой Черноморского флота. Но 16 марта 2014 года — нечто большее. Это исторический день. Можно без преувеличения сказать, что Россия вернулась в мировую политику. Последний раз территория страны увеличивалась еще при Сталине. С тех пор мы только теряли земли. И вот эта гибельная тенденция меняется.


Елена ЧАВЧАВАДЗЕ, вице-президент Российского фонда культуры:

— Как автор сериала «Романовы. Царское дело», я глубоко изучала историю вхождения Крыма  в состав Российской империи. Полуостров был не только завоеван в результате войны с Османской империей, но и получен на веки вечные в результате Кючук-Кайнарджийского мира. Период расцвета Крыма пришелся, конечно же, на время его присоединения к России. Пустынная каменистая земля стала плодоносить — вспомним и князя Голицына, который подарил нам крымское шампанское «Абрау-Дюрсо», вспомним Коктебель — и не только волошинский, Форос, Ореанду,  дворец Раевских. Не зря Крым всегда называли жемчужиной в короне Российской империи. В хорошем смысле — империи. Не завоевательницы, а собирательницы земель, где все народы сохраняли свою идентичность, как в огромном букете, где каждый цветок имеет свое лицо. Сейчас мы не отбираем Крым, как считают на Западе, а ликвидируем исторический казус, который произошел в силу волюнтаризма Хрущева и самодурства Ельцина. Нельзя забывать, что нынешняя Украина  вобрала в себя земли не только Крыма, но всей Новороссии, которые никогда не принадлежали Малороссии. Мы вправе рассчитывать, что нынешнее руководство России восстановит историческую справедливость. И я верю, что Крым расцветет так же ярко, как олимпийский Сочи. 


Гор ЧАХАЛ, художник:

— Крым связан для меня с яркими, буйными цветами позднесоветских студенческих лет. Летом там собиралась неформальная тусовка со всей страны. Как тогда говорили, «система». Там были все. Художники, музыканты, поэты. Нас частенько забирала милиция, порой поколачивала местная шпана, но свободнее и прекраснее атмосферы в нашей стране я не встречал нигде. Там познакомился со многими подпольными тогда деятелями искусства. Тем, что стал впоследствии художником, во многом обязан Крыму. Исходил его вдоль и поперек. От реликтовых можжевеловых лесов Кацивели до Пантикапея и Ени-Кале в Керчи. Он мне как родной. Даже мою армянскую тетю зовут Сасык, как озеро под Евпаторией. Очень рад, что Крым вернулся в Россию.


Владимир ЛЮБАРОВ, художник: 

— Крым для меня — это, во-первых, предки. По материнской линии я на четверть караим. Это такая малочисленная народность — тюрки, принявшие иудаизм.

Крым обожаю. Бывал там не раз. Народ такой приветливый, доброжелательный. Много национальностей, а отдыхать приезжало еще больше... Еще я год служил под Симферополем. Будете смеяться, но в жизни так нигде не мерз. В средней полосе выдавали тулупы, а тут только шинель положена. А зима выдалась безумно холодная... Наконец, из дома прислали свитер, и жизнь чуть-чуть наладилась. Когда рассказываю, что служил в Крыму, обычно говорят: «Как тебе повезло! А я в Воркуте...» Спрашиваю: «Ты там мерз?» «Да нет, — отвечают, — у меня тулуп был». А я до сих пор, как вспомню — мурашки по коже...


Александр МИХАЙЛОВ, народный артист России: 

— Недавно вернулся из Севастополя. В городе все спокойно — расставлены блокпосты, мощные ребята патрулируют улицы, мамы гуляют с колясками, повсюду российские флаги... Верю в севастопольцев. Помню, когда мы начинали проводить ялтинский телекинофорум «Вместе», украинская делегация поворачивалась к нам спиной — демонстративно не вступала в контакт. А мы уезжали в город русской славы, выступали на площади Нахимова и боевых кораблях — поддерживали наших, чем могли.


Василий ЛИВАНОВ, народный артист России:

— Часто бывая в Крыму, всякий раз чувствовал: я дома, на своей Родине. Среди  памятных, милых сердцу мест часто вспоминаю Коктебель — посещал его еще в те годы, когда была жива вдова Максимилиана Волошина. Сегодня крымчане пишут на своих лозунгах: «Мы возвращаемся домой». Абсолютно с ними солидарен. 


Екатерина МЕЧЕТИНА, пианист:

— Крым для меня — это прекрасное детство, когда три года подряд я, ученицей младших классов, отдыхала в Гурзуфе. Cамые чудесные воспоминания — удивительная природа, ласковое море и... встреча с Пушкиным: мезонин в доме герцога Ришелье, знаменитые платан и кипарис — они помнят поэта, пушкинские скала и грот, маленький памятник около «башни Гирея». 

Мечтаю нынешним летом вновь вернуться в «райские уголки» грандиозного старинного парка, погулять по горным тропам и встретиться с морем, напоминающим мне тот самый, незабываемый, запах детства. 


Николай РАСТОРГУЕВ, лидер группы «Любэ», народный артист России:

— Для меня сегодняшняя ситуация в Крыму — это восстановление исторической справедливости, которого люди ждали все последние годы. Здесь, особенно в Севастополе, все осталось прежним — морские офицеры, названия улиц, вывески на русском языке и огромное количество российских флагов. Такое ощущение, что едва ли не в каждой семье они хранились для такого случая.

Вообще, то, что возвращение Крыма в состав России произошло именно сейчас, очень важно. События на киевском майдане неизбежно привели бы к преследованию русских людей, тех, кто говорит по-русски. Местные жители сами нам рассказывали о попытках запрета даже песен на русском языке, а ведь это наша аудитория, наши родные слушатели. Группа «Любэ» собиралась приехать в Крым еще во время подготовки к референдуму, но получилось только в день голосования. Мы участвовали в концертах в Севастополе и Симферополе, наше «Там за туманами...» принималось на ура.


Александр КОЖЕВНИКОВ, двукратный олимпийский чемпион по хоккею:

— Согласен с нашим президентом, который не хочет, чтобы Запад учил нас жить. Пускай в своем доме наводят порядок. Большинство крымчан придерживаются такого же мнения. Почему люди не могут самостоятельно решить, как им жить дальше? Никогда не считал это место чужим, много раз бывал на отдыхе и всегда поражался отзывчивости местного населения.

Уверен, что референдум на полуострове легитимен. Все должно вернуться на свои места. Воссоединение Крыма с Россией — добрый знак. Появится еще одна курортная зона внутри страны, увеличится территория. Если говорить о ситуации на Украине в целом, то больно наблюдать за происходящим. К власти пришли фашисты. Не понимаю, как те же Германия и Польша могут поддерживать подобный режим.


Евгений МАРГУЛИС, музыкант, экс-гитарист группы «Машина времени»: 

— В Крым уже давно не наведывался, поэтому имею весьма смутное представление о том, что он сейчас являет собой. Но для меня, как, наверное, и для многих людей моего поколения, этот полуостров прежде всего ассоциируется с беззаботными детскими годами. Будучи ребенком и подростком, проводил там довольно много времени. Было мило и красиво. Надеюсь, такое положение вещей сохранится.