Веселые сказки Грустины

23.02.2013

Ольга ПАВЛОВА, Томск

 В Томске отметил новоселье Первый музей славянской мифологии.

Минуя Обруб, одну из самых старых улиц Томска, уводящую от центральной площади, оказываешься лицом к лицу с трехэтажным «исполином» — новое здание Первого музея славянской мифологии возвышается среди деревянных домиков старого города.

Здесь, на Воскресенской горе, в 1604 году был заложен Томск. Однако существует версия о более древней родословной города — как наследника загадочной Грустины, столицы государства Артании, которую фламандский географ Герард Меркатор обозначил на одной из своих карт. По арабским источникам Х века, Артания — один из трех центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород)...

Частное собрание переселилось из тесного подвальчика в только что выстроенный особняк. И в этом — часть концепции: пора вытащить наши мифы и сказки из андеграунда. «Никакой прогресс не заставит японцев расстаться с синто, а китайцев — с даосизмом. Чем мы хуже?» — недоумевает директор музея Геннадий Павлов.

На первом этаже развернулась скатерть-самобранка русских народных промыслов. Каждый центр этого искусства, будь то Хохлома или Богородское село, представлен особым выставочным экспонатом. В воздухе парит огромная щеповая птица счастья, прилетевшая к нам с Русского Севера, а самая большая в мире расписная хохломская ложка так и просится на фотографии. Здесь же поселилась самая маленькая деревянная расписная матрешка. Увидеть это чудо можно только под микроскопом. Рядом с ней миниатюрное издание «Слова о полку Игореве» кажется просто гигантом. Книга длиной в сантиметр находится в футляре, к ней прилагается целый набор увеличительных стекол. Охраняет все это богатство лесной хозяин, исполинских размеров медведь. Совсем скоро будет открыт для посещения «Лаковый кабинет» — камерная выставка художников-миниатюристов из Федоскино, Палеха, Холуя и Мстеры.

С картин наблюдают за экскурсией и норовят выйти из рам языческие боги Сварог, Перун да Велес, по ночному акварельному небу летит славянская амазонка, молодая Баба Яга. А вот русские ратники. Глядишь на этих красавцев с полотен тамбовского художника Бориса Ольшанского и гордость берет за великих предков — такие герои в обиду не дадут. Работы тверских мастеров Всеволода Иванова и Александра Угланова воскрешают миф о северной прародине русов, Гиперборее. Здесь на каждой картине чудеса, так и кажется, что где-то за спиной бродит Леший.

Впрочем, защититься от нечисти вас тоже научат. Историк-реконструктор древнерусского оружия продемонстрирует приемы ведения боя, поможет надеть кольчугу и на своих плечах ощутить тяжесть долга защищать родную землю. А в «Мифологической мастерской» можно своими руками под руководством художника изготовить оберег, сувенир или игрушку. В древности с помощью таких рукоделий заклинали беды и болезни, сохраняли и передавали знания, создавали красоту и уют дома. Мастерицы расскажут о значении цвета, формы и орнамента, ведь в магическом деле важна каждая «загогулина». И если уж делать обереговую куклу, то без ножниц и иголок, чтобы жизнь была не колотой и не резаной, без личика, чтобы никакой злой дух не вселился. «Одна наша посетительница перестала бояться собак после того, как у нее в сумочке поселилась такая куколка», — вспоминает экскурсовод.

Подобные чудеса в летописи музея не редкость.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть