Сланцевый рычаг

16.02.2013

На Украине с помпой объявили о начале разработки сланцевого газа с помощью западных партнеров. Украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий и генеральный директор энергетического гиганта Royal Dutch Shell Питер Возер в присутствии президента Виктора Януковича подписали контракт на разработку Юзовского месторождения, расположенного на территории Донецкой области.

Для начала стоит заметить, что этот регион и так не отличается хорошей экологией. К тому же, по мнению ряда экспертов, для эффективной разработки газового месторождения потребуются астрономические вложения — до 70 миллиардов долларов. И нет никаких гарантий, что эти рискованные инвестиции окупятся. Но тут, как говорится, дорого яичко ко Христову дню. Наши соседи, стремясь сбить цену на российский газ, из кожи вон лезут, чтобы доказать возможность снизить свою зависимость от москальских поставок. Тут и заявление премьера Азарова о том, что в прошлом году Украина потребила на четверть меньше российского голубого топлива, и показное строительство терминалов для приема сжиженного газа из Эмиратов, который, к слову, окажется дороже нашего. А тут еще и фетиш модного нынче сланцевого газа: мол, не пройдет и пятилетки, как станем добывать по двадцать дополнительных миллиардов кубометров собственных углеводородов. И вся страна будет в шоколаде!

Но реализуются ли когда-нибудь эти сладостные киевские надежды? Можно, конечно, сослаться на успехи США в добыче сланцевого газа. В 2012 году американцы добыли его в объеме 220 миллиардов кубических метров и уже превращаются из газового импортера в экспортера. Но американский пример абсолютно не типичен: Штатам неимоверно повезло. Потому что другие страны ничего толком найти не могут. Ищет Китай, Великобритания, Австралия — пока безрезультатно. В Европе — особая ситуация, а в Восточной Европе — тем паче. Здесь как нигде жаждут найти сланцевый газ, и вопрос этот, скорее, политический, как мы видим на примере Украины. Изыскания ведутся с 2007 года. И ничего. Сланцевый газ — рулетка. По самым грубым прикидкам, в Юзовском месторождении он имеется, но окончательный вердикт могут вынести только геологи после бурения нескольких десятков пробных скважин.

Обращение Украины за помощью в работах по изысканию сланцевого газа к Shell — вполне нормально: ведь своими технологиями в этой области наши украинские друзья не обладают. Но это дело отнюдь не быстрое: чтобы хоть что-то сказать по данному поводу, Shell потребуется, по крайней мере, два-три года. Кроме того, добыча сланцевого газа стоит дорого. Даже если его запасы на Украине найдут, необходимо оценить, во сколько обойдется добыча, стоит ли овчинка выделки. Помимо этого существует очень серьезная экологическая проблема. США в настоящее время наращивают объемы добычи без серьезной экологической экспертизы. А вот маленькая Европа в экологических вопросах гораздо более осторожна. Так, например, Франция категорически запретила разработку сланцевого газа методом гидроразрыва на своей территории. Французы могут себе это позволить: у них множество атомных электростанций. Немцы, правда, тоже не торопятся и пока дебатируют этот вопрос, ряд других европейских стран также находятся на стадии обсуждения.

Сланцевый газ — явление молодое. И хорошо, что Россия в этом вопросе пока не спешит. Пусть для начала европейцы в нем разберутся и хоть что-то реально найдут. И уж точно не стоит сейчас спекулировать на тему вероятных экономических потерь нашей страны от возможного снижения объемов потребления нашего природного газа Европой и миром. Сланцевый газ пока что стал лишь разменной политической картой.

Автор: Светлана МЕЛЬНИКОВА, научный сотрудник Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН