Союз и предлог

16.02.2013

Состоявшийся 8 февраля визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву стал заметной вехой на пути укрепления интеграции на постсоветском пространстве. Решимость сторон уже в 2015 году перейти к формированию Евразийского экономического союза доказала приоритетный характер отношений Москвы и Астаны.

Совсем недавно перспективы углубления евразийской интеграции, озвученные Владимиром Путиным в качестве ключевого внешнеполитического приоритета России, были несколько туманны. Глава Казахстана, обозначивший основные векторы евразийской интеграции еще два десятилетия назад (в выступлении перед студентами МГУ в 1994 году), в течение последних месяцев неоднократно допускал куда более осторожные высказывания по поводу перспектив Евразийского союза.

Но сегодня основные опасения позади. Руководство Казахстана признало, что полностью разделяет интеграционные усилия России и готово действовать в том же направлении. Любопытно, что американский «Поворот к Азии» во многом совпал с предвыборной статьей Владимира Путина о евразийской интеграции. Тогда российский президент неожиданно для многих поднял на щит идею не только создания Евразийского экономического союза, но также модернизации Сибири и Дальнего Востока. Зато вполне ожидаемо обе эти идеи встретили резкое сопротивление как внутри России, так и за рубежом. Зачем разворачивать финансовые потоки на восток, когда отлажены механизмы получения «откатов» с тех, что уже текут западнее Урала? Зачем расширять российское региональное влияние, ведь столько сил было положено на развал Советского Союза под девизом «хватит кормить нахлебников»? Реакция «вашингтонского обкома» была еще решительнее — накануне своего ухода в отставку госсекретарь Клинтон откровенно пообещала «не допустить советизации постсоветского пространства».

Этапами реализации интеграционного «проекта века» стали создание в 2010 году Таможенного союза (ТС) на базе действующего еще с 2000 года Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и запуск с 1 января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП). Сам же Евразийский экономический союз должен возникнуть через два года. Уже первые годы ускоренной интеграции дали положительные результаты в виде роста объемов взаимной торговли «тройки» ТС (России, Белоруссии и Казахстана) и восстановления разорванных «производственных цепочек».

Правда, в последние месяцы, как уже было сказано ранее, энтузиазма в отношении ТС и ЕЭП в Казахстане поубавилось. Местные компании оказались под мощным давлением российских конкурентов, которым из-за более низких налогов выгодно переводить производство в Казахстан. За счет единых импортных ставок подорожали автомобили. Нарастает конкуренция продовольствия из Белоруссии и России с продукцией местных фермеров. Озабоченность проявляется и в политических кругах. Оценившим преимущества суверенного государства казахстанским элитам не понравилось, что некоторые московские деятели стали торопить события и предлагать срочно создать по образцу Европейского союза единый парламент, ввести общую валюту. Отрицательную роль играет нехватка дополняющей экономическую интеграцию взаимодействия интеллигенции, обмена достижениями культуры и науки.

Ответом на появившиеся настроения стали слова из послания Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050», с которым он обратился к народу и парламенту 14 декабря 2012 года: «Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель — создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».

Сегодня Казахстан остается нашим союзником, искренним и бескорыстным. Выбор Казахстаном пути евразийской интеграции вместе с Россией — осознанный, выстраданный за годы блужданий после развала Советского Союза. И нынешний год наверняка станет временем новых важных событий на этом пути.

Автор: Юрий ТАВРОВСКИЙ, 
профессор Российского университета дружбы народов
ЦИТАТА В ТЕМУ
«Тесная интеграция — это объективный общемировой процесс. И никакими окриками, одергиваниями он остановлен, в том числе и на наших территориях, быть не может».
(Владимир Путин — на расширенном заседании коллегии ФСБ 14 февраля 2013 года)