Евгений Шевчук: «Наш стратегический вектор на Россию однозначен»

Михаил ТЮРЕНКОВ, Тирасполь

11.05.2012

В прошлом номере «Культуры» мы рассказывали о политической ситуации на двух берегах Днестра и том, сможет ли русская культура стать мостом между Приднестровьем и Молдавией.

Сегодня мы продолжаем этот разговор с президентом Приднестровской Молдавской Республики Евгением Шевчуком.

культура: Недавно миновали сто дней, как Вы вступили в должность президента Приднестровской Молдавской Республики. Традиционно по истечении этого срока подводятся первые итоги и корректируются планы на будущее. Расскажите, пожалуйста, о тех результатах, которые, на Ваш взгляд, важно отметить. Особенно в области культуры и образования.

Шевчук: Сто дней — условная дата, хотя определенные выводы, конечно же, сделаны. Первоочередной задачей в течение этих месяцев было формирование и организация работы исполнительной ветви власти — правительства и глав администраций. Одновременно перед нами встала задача экономической стабилизации в условиях полного отсутствия финансовых ресурсов. И несмотря на то что прежняя власть поставила нашу команду практически в безвыходное положение, нам удалось вовремя выплатить гражданам пенсии и зарплаты. Хотя накануне Нового года это казалось невыполнимым. Именно поэтому приходится признать, что гуманитарной сфере пока не уделено должного внимания. Но я уже провел ряд важных встреч и совещаний по данным вопросам. В частности, в апреле состоялась встреча с ректором Приднестровского государственного университета имени Тараса Шевченко профессором Степаном Берилом.

Наша образовательная система выстраивается в полном согласии с российскими стандартами, и наш университет развивает активное взаимодействие с вузами России. Так, например, во время недавнего визита в Тирасполь спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина было подписано соглашение о сотрудничестве Воронежского государственного университета и ПГУ. В частности, речь идет об обменных программах для студентов и преподавателей, стажировках, совместных научных исследованиях, публикациях.

Что касается культуры, скажу прямо: к сожалению, пока не получается выйти на дополнительное финансирование данной области. Хотя в планах это, конечно же, есть, и уже к осени мы надеемся начать реализацию ряда новых программ. Не могу не отметить, что у нас в Тирасполе действует замечательный Приднестровский государственный театр драмы и комедии имени Надежды Аронецкой с очень разнообразным репертуаром. Разумеется, его всемерная поддержка также входит в планы руководства республики. Но, вынужден повториться, пока больше приходится задумываться о хлебе насущном, поскольку в нынешних тяжелейших экономических условиях важно решить вопросы выплаты и повышения зарплат и пенсий, сбалансирования бюджета и укрепления национальной валюты — приднестровского рубля. Проще говоря, накормить людей. Ведь очевидно, что не каждый голодный человек пойдет в тот же театр.

культура: Приднестровская Молдавская Республика представляет собой уникальный сплав трех основных этносов и еще более сложного многообразия культур. Как удается в этих условиях поддерживать столь органичный межэтнический баланс? Можно ли говорить об особом культурном коде приднестровцев?

Шевчук: С точки зрения истории два десятилетия, в течение которых существует независимое Приднестровье, — срок небольшой. Но то, что за эти годы в нашей республике не было никаких межнациональных конфликтов, — это факт. У нас действительно практически в равных пропорциях проживают русские, украинцы и молдаване — три основные национальные группы ПМР. Базовым, скрепляющим элементом этого баланса, нашим общим культурным кодом являются русская культура и русский язык. При этом мы создаем все условия для сохранения и развития других языков и культур. Так, в республике действует немало украинских и молдавских школ. Активную деятельность осуществляет болгарская община — четвертая по численности в Приднестровье. Важно отметить и то, что абсолютное большинство приднестровцев — люди православные, на территории республики действует Тираспольская и Дубоссарская епархия Молдавской митрополии Русской православной церкви. При этом попытки создания на территории ПМР приходов Румынской церкви, активно реализуемые на территории Республики Молдова, нами не поддерживаются.

Несмотря на молодость Приднестровской Молдавской Республики, традиции ориентации на Россию и русскую культуру на этих землях складывались веками, начиная с конца XVIII века, когда по итогам русско-турецкой войны 1787–1792 годов сюда пришла Российская империя. В дальнейшем, в том числе в период Первой и Второй мировых войн, приднестровцы всегда оставались верными своему историческому выбору, и здесь действительно никогда не было внутренних межнациональных конфликтов. Война 1992 года показала, что приднестровские молдаване, русские и украинцы выступают единым фронтом за свободу нашей республики. Свободу и право оставаться в единстве с Россией.

культура: Наблюдая за тем, сколь трепетно в республике относятся к памяти Великой Отечественной войны, мне показалось, что именно это является основой приднестровской национальной идеи.

Шевчук: Для нас эта память крайне важна. В Победе 1945 года немалый вклад жителей Приднестровья. У нас есть села, где до 90% ушедших на фронт не вернулись. И кое-где до сих пор сохраняется традиция ежегодно 9 Мая зачитывать списки погибших односельчан. Боль утраты, а соответственно, и историческая память в нашем народе жива.

Подчеркну: руководство Приднестровской Молдавской Республики является последовательным противником пересмотра итогов Второй мировой войны, дискредитации памяти советских воинов. Дискредитации, которая нередко предпринимается некоторыми политиками и СМИ, в том числе, и в Республике Молдова. Более того, мы считаем, что должные выводы из событий 70-летней давности до сих пор не сделаны.

культура: В 2006 году в Приднестровье состоялся референдум, на котором более 97% граждан республики проголосовали за курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и

 последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации. Актуальны ли эти итоги сегодня? Или исторические обстоятельства изменились? Заметно, что ПМР пытается выстраивать более добрососедские отношения с Молдавией.

Шевчук: Да, мы стараемся максимально улучшить отношения с Республикой Молдова. Нас объединяет немало культурных, экономических и просто человеческих связей. Недавно мы с Кишинёвом пришли к взаимовыгодному решению о возобновлении железнодорожных перевозок через территорию Приднестровья. Однако вектор Молдавии на интеграцию с Румынией по-прежнему неизменен, и это не может нас не настораживать, поскольку вооруженный конфликт 1990–1992 годов во многом был связан именно с этим обстоятельством.

Президент ПМР по своим полномочиям и компетенции не может изменять воле приднестровского народа. Я вместе со всеми органами государственной власти республики обязан выполнять ту волю, которая была выражена в ходе референдума 2006 года и отражена в Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Наш стратегический вектор на Россию однозначен. В том числе и потому, что это не сиюминутный, но исторический выбор нашего народа.

Читайте также:

Берег левый, берег правый. Станет ли русская культура мостом между Приднестровьем и Молдавией?