«Укротительница тигров»

04.03.2015

Алексей КОЛЕНСКИЙ

11 марта 1955 года на экраны вышла цирковая комедия «Укротительница тигров», завоевавшая сердца более чем 35 миллионов советских зрителей.

Картина Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой родилась в годы послевоенного «малокартинья», приносившего неожиданные, а порой и горькие плоды. Советские ленты нередко проигрывали в прокате «трофейным», в 1952-м дефицитом остросюжетных картин воспользовался американский «Тарзан», ставший кассовым чемпионом — каждый фильм из этой серии посмотрели более 40 миллионов зрителей. Обеспокоенное партийное руководство решило побить зарвавшегося «короля джунглей» и заказало кинематографистам таежный шпионский детектив с участием тигров и бдительных граждан. Но проект не задался — во время съемок «Опасных троп» стало очевидно: неопытные режиссеры Александр и Евгений Алексеевы не справляются с материалом... А четыре полосатых артиста, напротив, показали себя с лучшей стороны — привыкли к треску кинокамеры, свету юпитеров и толпам зевак. Научились работать с начинающей дрессировщицей Маргаритой Назаровой, осваивавшей профессию под руководством основателя советской школы работы с хищниками Бориса Эдера. 

Чтобы спасти реноме отечественной дрессуры, было решено продолжить работу с квартетом хищников в жанре музыкальной комедии, порученной опытным мастерам — постановщице «Золушки» Кошеверовой и автору «Музыкальной истории» Ивановскому. Но где найти лирическую героиню, способную завоевать сердца тигров и публики? 

Соавторы обратили внимание на восходящую звезду Центрального театра Советской армии Людмилу Касаткину — невысокую, хрупкую актрису, покорившую подмостки самой большой сцены страны. Узнав, что ее партнером станет романтичный красавец Павел Кадочников, дебютантка не упустила шанс. 

Праздник едва не испортили кошки, успевшие отвыкнуть от цирковой арены на «Опасных тропах», — в первый съемочный день «Укротительницы тигров» обожавший валяться на диване Пурш порвал мебель и разгромил декорацию. Пришлось потрудиться, чтобы приучить животное к комфорту. Но как подружить хищника с телефоном? Аппарат натерли мясом, лежащую рядом стопку бумаг смазали клеем... И дело пошло: «усевшийся» за стол Пурш получал по лапам палкой, которая тут же исчезала из кадра, хватал трубку зубами, цеплял лапами листы и бросался на входящего в кабинет Кадочникова, с которым успел познакомиться на репетициях. 

Самым сложным аттракционом оказалась карусель. Клетку разделили решеткой, вместо центральной секции вставили толстое стекло — три на три метра. Перед витриной должна была встать Касаткина, напротив — снимавший крупный план оператор. Тигры расселись по местам, закружились и, разглядев в отражении себя, бросились в бой. Первой успела Байкалочка — она разнесла стекло и кинулась на поиски исчезнувших сородичей. К счастью, Касаткиной в кадре не было, и репетиция обошлась без жертв. Вошедший в картину эпизод сняли с дублершей, будущей звездой «Полосатого рейса» Маргаритой Назаровой, а крупный план актрисы добавили позже. 

Но «укротительнице» все же не удалось разминуться с хищниками. Посчитав, что Касаткина слишком редко встречается в кадре с тиграми, Кошеверова, не раздумывая, втолкнула девушку в клетку. Эдер скомандовал: «Наступайте, бейте!» Людмила ударила зверя палкой и, услышав команду «падайте!», немедленно рухнула на манеж — прыгнувший тигр перелетел через нее. 

Нравы хищников внесли коррективы в сюжет — не случайно полосатые появляются на арене лишь в конце картины, а львиную часть экранного времени за них отдувается актерский ансамбль. Эффектнее всех — карикатурные «недоброжелатели» героев, блестяще сыгранные Сергеем Филипповым и Гликерией Богдановой-Чесноковой, сыгравшей первую заметную кинороль. Реплики их персонажей пошли в народ: «Алмазов — это аттракцион! Это имя! Афиша, публика, касса!», «Пусть кто-нибудь войдет в клетку! Я пожелаю моим котятам приятного аппетита!», «Брак — это тайный заговор женщин против мужчин! Это война!»

Незатейливая комедия о рождении пары цирковых звезд — летающего мотоциклиста и бесстрашной дрессировщицы — украсила послевоенный кинематограф, сыграв заметную роль в судьбе всех исполнителей. Год спустя Леонид Быков воплотил образ Максима Перепелицы, Павел Кадочников расстался с имиджем барнетовского «разведчика», дебютировавшая в кино Людмила Касаткина стала звездой экрана. По воспоминаниям коллег, юной актрисой была очарована вся съемочная группа, включая Надежду Кошеверову, пригласившую дуэт в следующую картину «Медовый месяц».  

«Укротительница тигров» с успехом прошла по экранам 54 стран, была представлена на Каннском кинофестивале, получила приз «Золотая нимфа» в Монте-Карло... Точнее всех талант Касаткиной оценил драматург Евгений Шварц: «Ни разу молодой актрисе не изменяет чувство меры, чувство правды, чувство современного кино...» А Борис Эдер, сыгравший учителя Елены Воронцовой, разглядел в партнерше кураж и предложил ей стать профессиональной укротительницей в его аттракционе. Но Касаткина предпочла арене экран и сыграла более тридцати незабываемых драматических киноролей.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть