«Веселые ребята»

24.12.2014

Денис БОЧАРОВ

Восемьдесят лет назад, 25 декабря 1934 года, состоялась премьера первой отечественной музыкальной кинокомедии — «Веселые ребята». Вплоть до сегодняшнего дня эта картина остается самой жизнерадостной и «мажорной» в истории нашего кинематографа. 

Впрочем, необходимо сразу оговориться: никаких особых художественных откровений данная лента не явила. Сценарные ходы притянуты за уши, сюжет высосан из пальца, операторская работа минималистична, а об актерской составляющей всерьез говорить вообще не приходится: в большинстве кадров главные действующие лица просто работают на камеру. Так в чем же непреходящее очарование «Веселых ребят» (кстати, изначально фильм планировали назвать весьма непритязательно — «Джаз-комедия»)? 

Ответ лежит на поверхности: главное достоинство картины — в ее своевременности. Это не столько художественный фильм, сколько первый в истории советского большого экрана кинотранспарант. Кстати, создатели ленты и не скрывали, что скорее выполняли социальный заказ, нежели корпели над самоценным произведением искусства. Режиссер Григорий Александров вспоминал: «Мне очень дорога эта картина. Она снималась в ту пору, когда зритель ждал фильмов бодрых, веселых, жизнерадостных. Фильм «Веселые ребята» был первым ответом на это требование времени». 

Вот именно. Время действительно было невеселое. Молодая страна, отчаянно стремившаяся пробиться «через тернии к звездам», путем проб и ошибок нащупывала способы развития, переживала сложный период. Начало тридцатых — годы мучительной коллективизации, сопряженной с голодом и лишениями, помноженными на карточную систему. Именно тогда Сталин, не чуждый театрального и кинематографического искусства, понял: народ необходимо отвлечь от тягот бытия, сместить вектор людских эмоций в сторону позитива — по возможности, сконцентрировать внимание масс на достоинствах нового общественного уклада. И, держа в уме известный ленинский тезис про важнейшее из искусств, Иосиф Виссарионович не прогадал. «Веселые ребята» попали точно в яблочко. 

В 1933 году Александрова, являвшегося одним из главных кинематографических деятелей эпохи, позвали на закрытое совещание ЦК, где сообщили: зритель справедливо требует кинокомедий, которые фактически не производятся. Дело не терпело отлагательств — заказ был срочный. Остальное, как говорится, дело техники. После одобрения ленты Сталиным (говорят, просмотрев ее, вождь сказал: «Легкая, веселая картина. Я как будто в отпуске побывал»), «Веселые ребята» просто не имели права не понравиться народу. Кстати, приглянулись они и мировому кинематографическому сообществу: на Международном кинофестивале в Венеции комедия была включена в шестерку лучших фильмов по итогам года. 

«Ребята» — продукт коллективного труда. Про ленту нельзя однозначно сказать, что это фильм Григория Александрова, и тем ограничиться. Поскольку полноправными соавторами здесь выступили как исполнители главных ролей (Леонид Утесов и Любовь Орлова), так и создатели звукоряда — поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Исаак Дунаевский. Можно пойти еще дальше: без великолепных песен этот фильм вообще едва ли имел бы право на существование. Такие не стареющие с годами шедевры, как «Легко на сердце от песни веселой», «Как много девушек хороших» и «Сердце в груди», не то что украшают фильм — они его, по сути, делают. Кстати, участие в проекте Исаака Осиповича состоялось благодаря личной протекции Утесова, который, пользуясь немалым авторитетом в кинематографических кругах, находился в тесных дружеских отношениях с композитором. 

При всем небогатстве видеоряда, есть в фильме и свой безусловный визуальный «highlight»: потасовку музыкантов, начинающуюся с бессмертной реплики «Эту фразу надо играть не так» и перемежающуюся иронично-злобным «Ты играй, играй, но руки не распускай!», уморительно смотреть даже сегодня. 

Возможно, «Веселые ребята» не входят в категорию шедевров, которые хочется пересматривать до бесконечности. Но они, несомненно, веха в истории нашей киноиндустрии. Помимо того, что блистательно справились с поставленной задачей (снабдить соотечественников изрядной и необходимой, как воздух, долей оптимизма), они еще, наряду с «Путевкой в жизнь» и «Чапаевым», стали одним из тех фильмов 30-х, которые познакомили мир с советским киноискусством. Посмотрев картину, именующуюся в западном прокате «Москва смеется», Чарли Чаплин заметил: «Этот фильм открыл Америке новую Россию. Прежде американцы знали Россию Достоевского».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть