«Битва за Москву»

06.11.2015

Алексей КОЛЕНСКИЙ

1 ноября 1985 года состоялась мировая премьера киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву».

Прокат пятисерийной фрески «Освобождение» в 115 странах завершился триумфом и отбил охоту у бывших союзников тратиться на хроникальные картины о своих военных «подвигах». В 1972‑м режиссер Юрий Озеров стал лауреатом Ленинской премии, но остался чужим — и для генералов, не простивших режиссеру сотрудничество с маршалом Победы, и для большинства диссидентствующих коллег, возмущенных реабилитацией Сталина. Художник вернулся в документалистику, но спустя пять лет получил новый госзаказ. Лидеры Варшавского блока попросили отразить свою роль в великой войне — отвертеться было невозможно, и в 1977 году на экраны вышла историческая хроника «Солдаты свободы». Оказалось, разгром армии Паулюса вдохновил восточноевропейских коммунистов на героическую борьбу. Польские товарищи посовещались и вступили в переговоры с правительством Сикорского, образован Люблинский комитет, создан национальный комитет Отечественного фронта Болгарии. Георгий Димитров, Густав Гусак, Клемент Готвальд, Вильгельм Пик, Леонид Ильич Брежнев боролись с фашизмом. Энергичная, лихо снятая ода вождям народов стала подстрочником «Освобождения» и превратила красноармейцев в массовку европейских комбатантов. Понимая, что политически ангажированная работа дискредитирует подвиг советских солдат, режиссер решил исправиться, и партия его поддержала.

В начале 80‑х начались съемки «Битвы за Москву». Главная проблема — стилистика: невозможно было открыто противопоставить масштабное полотно хроникальному комиксу «Солдаты свободы». Успех картины определило мастерство постановщика, высокая планка, заданная «Освобождением», и подвиг защитников столицы.

Сквозным сюжетом четырехсерийной эпопеи стала злая судьба Западного фронта, рухнувшего в первые дни войны и собиравшегося по кусочкам вплоть до ноября 41-го года. В начале «Битвы за Москву» проясняется роль его командующего генерала армии Дмитрия Павлова, без доли симпатии сыгранного брутально-гротескным Александром Филиппенко. Иные краски были неуместны: игнорируя приказ ставки, Павлов не привел войска в боеготовность, позволил немцам разгромить фронт и был расстрелян вместе с штабом «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти». Впрочем, эта сталинская ремарка в сюжете не упоминается — Павлова реабилитировал Хрущев в 57‑м.

«Битва за Москву»

С погибшим в котле командующим Юго-Западным фронтом Михаилом Кирпоносом режиссер обошелся помягче — Николай Волков сыграл растерянного паркетного генерала, не знающего, что делать со своим 8‑м мехкорпусом… Соблюдая принцип «о мертвых или хорошо, или ничего», Озеров противопоставил прямым виновникам поражений людей длинной воли — начальников Генштаба — Георгия Жукова (Михаил Ульянов) и сменившего его Бориса Шапошникова (Бруно Фрейндлих). Однако летом 41-го и они оказываются бессильны — Сталин (Яков Трипольский) понимает: воевать ему не с кем. Но до последнего держится Брестская крепость, из котлов пробиваются к своим герои — выводя корпус из окружения, в первых рядах гибнет генерал-лейтенант Леонид Петровский (Юрий Яковлев), формируется московское ополчение… Жуков проводит первую наступательную Ельнинскую операцию, организует оборону Ленинграда, в октябре возглавляет Резервный и Западный фронты.

В третьей и четвертой сериях на передний край Волоколамского направления выходит 16‑я армия Константина Рокоссовского (Александр Голобородько) — столичные добровольцы, курсанты, панфиловцы, вышедшие из окружения казаки Доватора (Лев Прыгунов). Командир 32‑й дивизии полковник Виктор Полосухин (Николай Иванов) героически защищает Бородинское поле под знаменами 1812 года. Зоя Космодемьянская (пронзительно сыгранная Ириной Шмелевой), перед смертью клянется: «Вам за меня отомстят! С нами Сталин!»

«Битва за Москву»

Принимая парад перед битвой, с трибуны Мавзолея вождь напутствует войска: «На вас смотрят порабощенные народы Европы». А несколькими эпизодами ранее мрачно замечает: «Немецкие захватчики хотят иметь истребительную войну с народами СССР. Что же, если немцы хотят иметь истребительную войну, они ее получат».

Восхищавшие зрителей персонажи «Освобождения» — капитан Цветаев, лейтенанты Васильев и Ярцев — были собирательными образами. Героями «Битвы за Москву» стали реальные исторические лица. Большинство из них — в строгом соответствии с окопной правдой — живут считанные секунды экранного времени. Но мгновения, сыгранные Щербаковым, Виторганом, Панкратовым-Черным, впечатляют не меньше, чем драматические коллизии в Верховной ставке. В дни, решавшие судьбу страны и планеты, все — от ополченца до генерала — становились солдатами Победы, героями освобождения.

«Битва за Москву»

Выдающийся баталист, мастер эпического портрета, Юрий Озеров собрал не мозаичный, а детально четкий, многофигурный портрет главного героя ХХ века — советского воина, доказавшего миру: всенародный подвиг — не фигура речи, а обыкновенное русское чудо.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть