Монархия на экспорт

Дарья ЕФРЕМОВА

27.11.2019


«Аббатство Даунтон»
Великобритания, США, 2019

Режиссер: Майкл Энглер

В ролях: Мэттью Гуд, Мэгги Смит, Элизабет Макговерн, Таппенс Мидлтон, Мишель Докери, Кейт Филлипс, Аллен Лич, Джоан Фроггатт, Софи Макшера, Хью Бонневилль

18+

В прокате с 21 ноября

На экранах — полнометражный сиквел лампово-пледового сериала про обитателей верхнего и нижнего миров: титулованных британских аристократов с их золотистыми лабрадорами и дочками на выданье и облаченных в парадные ливреи преданных слуг, время от времени увлекающихся социал-демократическими идеями. За два месяца в мировом прокате «Аббатство Даунтон» заработало почти 184 млн долларов, став самым кассовым проектом компании Focus Features.

Как это часто бывает с сиквелами и приквелами, поклонникам сериала, а многие из них пересмотрели все шесть сезонов, вишенка на торте пришлась не по вкусу. Претензии можно свести к двум пунктам.

Не душевно. Между героями нет отношений — ни любви, ни ненависти, ни доброй ссоры, ни злой шутки, они просто «решают вопросы».

Бессодержательно. Может сложиться впечатление, что главные события ленты — поломка бойлера и кража серебряной статуэтки. Хотя героям, пережившим ряд исторических драм — от войны за независимость Ирландии до Пивного путча, есть над чем поразмыслить и в завершающей полнометражной части: визит короля Георга в провинциальное аббатство в Нью-Йоркшире позволяет лорду Роберту Кроули, графу Грэнтэму (Хью Бонневилль) наконец закрепиться в статусе идеального вассала. Параллельно, а на дворе все-таки 1927 год, застывшие в своем ретроградном великолепии аристократы сталкиваются с вызовами современной жизни. Так, леди Эдит Пелэм (Лора Кармайкл), средняя дочь лорда Кроули, сама того не ведая, ставит ребром вопрос о положении женщины в семье — настаивает, чтобы супруг, ангажированный службой протокола принца на год вперед, присутствовал при рождении ребенка. Разумеется, не на последних ролях оказывается леди Мэри (Мишель Докери). Харизматичная фам фаталь — на самом деле именно она истинная хозяйка Даунтона, а лорд Роберт — лишь свадебный генерал, не без облегчения делегирующий ей львиную долю графского «функционала». Первая скрипка в этом ансамбле, конечно же, вдовствующая графиня, леди Вайолет Кроули: дважды оскароносная Мэгги Смит, несмотря на неоднократно высказываемое намерение завязать с «Аббатством», все-таки украсила экранную версию. Характерная графиня тонко шутит, плетет интриги и победоносно удаляется с авансцены, когда становится очевидно, что ее хитрости шиты белыми нитками. На этот раз ее противником становится кузина Мод Бегшоу (Имелда Стонтон), фрейлина ее величества и богачка, прибывающая в Даунтон в свите королевы. Графиня намерена во что бы то ни стало выяснить, почему пожилая одинокая дама отказывается передать огромное наследство ближайшим родственникам — семье Кроули, и чем объясняется ее прямо-таки материнская любовь к существу «низшего порядка» — компаньонке и горничной Люси (Таппенс Мидлтон).

Собственно, вся драматургия фильма и раскрывается во взаимодействии верхнего и нижнего этажей биполярного мира, стабильность которого заключается в разделении на слуг и господ. Персонал аббатства, а в сиквеле мы видим всех полюбившихся героев, и «сурового» актера-дворецкого Чарли, и его конкурента и антагониста честного солдата Джона Бейтса, и хитроумную горничную Анну, и бойкую хлопотунью кухарку-ирландку с ее воспитанницей Дейзи, должен сразиться за право обслуживать прием на высочайшем уровне с корпусом сопровождающих их величеств — надменным королевским дворецким, капризным французским шеф-поваром, модной портнихой, напоминающей мадемуазель Шанель. Так осуществляется странный для неподготовленного, то есть не видевшего сериал, зрителя патриархальный островной миропорядок, где каждый старается воплотить свое предназначение: слуги отстаивают честь лакейской ливреи, лорды и миледи не устают присягать королю.