Развод — дело тонкое

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.11.2019


«Давай разведемся!»
Россия, 2019

Режиссер: Анна Пармас

В ролях: Анна Михалкова, Антон Филипенко, Анна Рыцарева, Надежда Маркина, Максим Лагашкин, Федор Лавров, Людмила Князева, Сергей Рост

18+

В прокате с 21 ноября

Комедия «Давай разведемся!» Анны Пармас — самый интригующий дебют года. За плечами режиссера — сатирический ситком «Осторожно, модерн!», прославивший Дмитрия Нагиева, сценарии комедий Дуни Смирновой и популярные клипы Сергея Шнурова.

Анна Пармас долго откладывала проект, опасаясь, что дыхания на полный метр не хватит, но догадалась сдать назад и стартовать с открытого финала своего клипа «Экстаз»; досочинила историю слесаря Стаса, оказавшегося не «просто космосом», а обыкновенным Виталиком из автосервиса. В ютубовском хите этот супермен, представший идеалом заезжей бизнес-леди (Светланы Ходченковой), был выброшен на помойку после интимного использования. В «Давай разведемся!» — тот же актер и похожий лирический герой: Миша (Антон Филипенко). Ему выпал шанс реализовать женские фантазии о спутнике жизни.

Маша (Анна Михалкова) — опытный гинеколог. Она подарила супругу все, что смогла. Ипотечный особняк в сайдинговом коттеджном поселке «Новая Англия», счастливую семейную жизнь, пару ребятишек и абонемент в фитнес-центр. Нагуляв мышечную массу, безработный домохозяин стал поглядывать налево. Однажды Маша взяла телефон мужа и услышала интимный монолог Оксаны, тренера Миши. Благоверный моментально испарился с вещами.

Лишившись худшей половины, брошенка потерялась. Ее не узнала детсадовская воспитательница (ребенка постоянно опекал сбежавший отец) и осудила родная мать (Надежда Маркина). А Миша, напротив, реализовался в амплуа не «кухонного мужика», а хорошего мальчика. Стал звездой фитнес-центра, прижился на жилплощади фитнес-дивы Оксаны (Анна Рыцарева), всякий раз награждающей любовника пощечиной — стоит тому дурно высказаться о «ее мужчине» (то есть о самом себе).

Маша не сдалась. Принялась строчить беглецу эсэмэски, красноречиво замолчала, напилась, угрожала, обещала много секса, сделала приворот. Пытаясь сжечь семейные фото, подпалила соседский дом и познакомилась с полицейским — нашла родственную душу (Федор Лавров). Ужаснувшись «избирательному сродству», одумалась и стала новым, незнакомым себе человеком. Анна Михалкова сыграла женщину, с обаятельным трагикомизмом постигающую анахронизм своего присутствия в скудных обстоятельствах места и времени.

У Миши все сложилось еще интереснее. Воплотив идеал разлучницы Оксаны, он встретил другую, менее требовательную музу… Мысль автора проста. Семейное состояние — не гарантия благополучия, а проверка на прочность. Счастье — забота о любимом, подразумевает вторжение в чужую непредсказуемую жизнь, в которую надо суметь рискнуть, а главное, пожелать включиться.

Заглавие фильма намекает на полемику не с одноименным судебным циклом, а с ток-шоу Ларисы Гузеевой «Давай поженимся!», в котором гротескные женихи и невесты доказывают друг другу свою взрослость, надежность, но прежде всего соответствие потребительским стандартам рынка семейных услуг. Всякий раз, однако, выясняется, что формула «у вас товар, у нас купец» не работает. Каждый купец норовит прикинуться ценным продуктом — идеальным добытчиком, хозяйчиком или модным развлечением, на которых, однако, уже не находится спроса. Затеянная Пармас игра ставит трудноразрешимый вопрос, кому и зачем сегодня нужна семья. Режиссер пускается в опасное плавание, тонет и выплывает, ловя полной грудью воздух любви и сопутствующей ей иллюзии свободы, позволяя Мише и Маше, совершив все возможные глупости, обрести почву и любимых в самих себе.