Под собою не чуя страны

07.11.2019

Алексей КОЛЕНСКИЙ


«Француз»
Россия, 2019

Режиссер: Андрей Смирнов

В ролях: Антон Риваль, Евгения Образцова, Евгений Ткачук, Александр Балуев, Наталья Тенякова, Нина Дробышева, Роман Мадянов, Михаил Ефремов, Лилия Багирова, Люси Арон

16+

В прокате с 31 октября 

В кинотеатрах — монохромная мелодрама Андрея Смирнова, вызвавшая восторги либеральных критиков, сравнивших ленту с вершинами творчества мастера. Ничего общего с «Белорусским вокзалом» и «Осенью» эта фреска не имеет; очевидной рифмой «Французу» послужил «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина.

В 2015-м последний очаровал публику черно-белой лирической комедией по мотивам рассказов Сергея Довлатова, обнажив красивую, легкомысленную несоветскую жизнь, пробивавшуюся из-под спуда официоза. Андрей Смирнов решил сыграть в пандан и воспеть подвиг диссидентов, рискнувших бросить вызов системе за нашу и вашу свободу.

1957 год. Парижский студент Пьер Дюран (Антон Риваль) прилетает в оттепельную Москву. Помимо официальной цели стажировки — изучения истории русского балета, юноша лелеет мечту отыскать отца, затерявшегося в сталинских лагерях. Дюран заселяется в общежитие МГУ, общается со студентами, находит дальних родственниц и, пользуясь расположением влиятельного функционера, получает справку о местонахождении батюшки. Параллельно Пьер сводит знакомства со столичной богемой и ухаживает за балериной, жаждущей поскорее свалить из страны, как и все ее окружение. Испытывает ли девушка искренние чувства к «билету в Париж», остается загадкой. Зато становится ясно: верный ухажер Киры Галкиной (Евгения Образцова) — суетливый, но восторженный распространитель самиздатовских сборников Валерий Успенский (Евгений Ткачук) — супротив иностранца все одно, что плотник супротив столяра.

«Француз»Хилая любовная линия прозябает в тени эпических странствий Пьера по кругам социалистической преисподней — коммунальным углам, в которых коротают последние дни трогательно комичные обломки старого мира, они же — жертвы репрессий. В конце концов славист встречает своего отца Алексея Татищева (Александр Балуев), и тот одаривает наследника артефактом — лагерными записками, математически доказывающими существование Бога. Эту великую тайну Пьер увозит в Париж, поскольку Творец никак не вписывается в инфернально-тошнотворную советскую действительность, единственным спасением от которой является вездесущий запой.

Выпивают во «Французе» с отменным знанием дела и без малейших последствий; по мысли автора, денатурат марксизма-ленинизма был похлеще любого пойла. Ярким доказательством самоочевидного для постановщика тезиса служит сценарий ленты, собранный из обличительных пошлостей и иконописных диссидентских житий «Огоньков» конца восьмидесятых. Уловившие референс герои эпизодов (Наталья Тенякова, Нина Дробышева, Михаил Ефремов) зажигают кто во что горазд, а главные действующие лица наигрывают лирику мимо нот, их выморочный мирок не складывается в занимательную картину.

«Француз»Автор пытался лишь приоткрыть советское «зазеркалье», однако в итоге мы попадаем в инфантильную сказку про Элли и ее друзей. Вместо канзасской девочки здесь фигурирует парижский мальчик, а за обитателей волшебной страны выдаются битые жизнью неудачники. Каждый второй умоляет иностранца забрать его в нормальный мир, каждый первый стремится научить уму-разуму и поделиться «духовными сокровищами».

Можно было бы рассказать, как в людях пробуждалась тяга к свободному творчеству и из богемного морока сквозь серость будней пробивались шедевры. Но Смирнов и не пытается прильнуть к истокам диссидентского искусства. Получается, художники «лианозовской школы», а заодно с ними Бродский, Холин, Глазков (публиковавшиеся в «Синтаксисе», фигурирующем здесь как «Грамотей») творили лишь затем, чтобы свалить на Запад или — на худой конец — слиться в объятиях с либеральной номенклатурой. Эта «мысль» едва ли была близка скончавшемуся в Париже издателю «Синтаксиса» Александру Гинзбургу, памяти которого посвятил картину автор.




Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть