Что за глупость эта сказка?

Павел СУРКОВ

16.08.2019


«Руслан и Людмила: перезагрузка»

Украина, 2018

Режиссер: Олег Маламуж

6+

На экраны вышел мультфильм «Руслан и Людмила: перезагрузка». История Олега Маламужа развивается совсем не так, как в поэме Александра Пушкина.

У бродячего артиста Руслана жизнь нелегкая, но веселая: вместе со своим другом Нестором он путешествует по разным городам и показывает представления. Тексты для них пишет Нестор, наделенный литературным даром. Руслан же мастерски их отыгрывает. Прибыв в некий столичный град, он сталкивается (в прямом смысле — ​лбом) с обаятельной Людмилой (для близких и знакомых — ​просто Милой), которая, конечно же, оказывается принцессой на выданье. Между героями моментально вспыхнула любовь, но девушку похитил злобный волшебник Черномор. И теперь Руслану предстоит долгий и опасный путь — ​ему надо опередить других претендентов на руку и сердце Милы и спасти ее от коварного колдуна. Хотя и сама принцесса, надо сказать, барышня не промах, просто так дожидаться избавления не станет — ​она вполне способна постоять за себя сама…

Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась еще в прошлом году, но до российских экранов лента добралась только сейчас. Очередное переосмысление канонического сюжета вышло неоднозначным. И вот почему.

С одной стороны, мультфильм сделан по всем канонам развлекательного жанра, в нем есть и классические персонажи, нарисованные в лучших традициях современной 3D-анимации. Даже распределение ролей сбалансировано ровно так же, как в любой картине студии «Дисней»: тут и главный герой, и главная героиня, и злодей, и спутники, на долю которых выпадает большая часть комических эпизодов.

Соратников у основных персонажей аж трое — ​собственно Нестор, а с ним — ​два представителя фауны: хомяк и синичка, оттягивающие на себя чуть ли не все внимание зрителя. Вообще, надо сразу предупредить родителей: после просмотра «Руслана и Людмилы» будьте готовы к обязательному посещению зоомагазина — ​ребенок наверняка затребует хомяка. А вы с высокой долей вероятности его купите — ​настолько обаятелен пушистый остолоп в ленте. Он, в принципе, наиболее симпатичный и грамотно сделанный персонаж во всей этой экранной катавасии.

Если мультяшные зверьки никаких нареканий не вызывают, то образ Нестора, пожалуй, один из самых спорных в картине: совершенно непонятно, что он здесь делает — ​только путается под ногами, да и характер у него никак не развивается за полтора часа действия. Впрочем, это касается не только Нестора — ​большинство персонажей «Руслана и Людмилы» — ​довольно шаблонны. Скажем, Черномор мог бы стать ярким инфернальным злодеем, а оказался обычным штампованным злюкой, у которого одна функция — ​в урочный день похитить самую красивую девушку. Естественно, ею оказалась Мила. В прямых родственниках у нее, естественно, такие диснеевские принцессы, как Рапунцель и Мерида. От них она взяла склонность к слабоумию и отваге, превалирующую над обаянием и разумом. В общем, если можно дать кому-то в лоб — ​не сомневайтесь, Людмила это сделает без промедления.

Чего не скажешь о Руслане — ​его главная мечта стать рыцарем, но увы — ​у него «нет связей в рыцарском комитете», так что ему придется отстаивать право на благородство, спасая принцессу от Черномора, а на самом деле — ​вступить в схватку с юным воплощением феминистических идеалов всех мастей, то есть — ​с самой Милой. В результате полтора часа хронометража оказались перенасыщены действием.

«Руслан и Людмила» — ​мультик мельтешащий, вообще без пауз, где кто-то куда-то бежит, с кем-то дерется, на кого-то кричит. Времени для выдоха у зрителя практически нет — ​и если детишек это забавляет, то взрослого зрителя скорее утомляет.

От классического пушкинского сюжета в «Руслане и Людмиле» мало что осталось — ​за исключением имен главных героев и некоей общей сюжетной канвы. Есть здесь и Кот Ученый, тоже весьма забавный персонаж, способный превращаться из милого пушистика-библиотекаря в инфернального хищника. Присутствуют и волшебник Финн, и ведьма Наина — ​но совсем не такие, как у Пушкина, да и отношения между ними несколько странноватые (тоже, кстати, толком не прописанные).

Что касается Пушкина, то создатель «Руслана и Людмилы» появляется в ленте в виде буддийской статуи. Ему ничего не остается кроме того, как взирать с внутренним спокойствием на всю эту чехарду и мирно улыбаться. Ничего страшного — ​детишки перебесятся, подростковая вакханалия уляжется и настанет время обратиться к книгам. Они-то всяко мудрей и интересней подобной безделки. Правда, произойдет это не сразу, а значительно позже. Но Пушкин подождет — ​у нас с ним впереди вечность, а кино идет всего полтора часа.