Орден Темного Феникса

Павел СУРКОВ

18.06.2019


«Люди Икс:
Темный Феникс»
США, 2019

Режиссер Саймон Кинберг

В ролях: Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Софи Тернер и др.

16+

В прокате с 6 июня

Очередное продолжение подвигов всесильных мутантов предваряли в основном положительные отзывы кинокритиков. Неудивительно, что по итогам первого же уик-энда в российском прокате «Темный Феникс» обогнал конкурентов и заработал свыше 220 млн рублей. Возникает вопрос: повлияют ли хорошие мировые сборы на дальнейшую судьбу кинофраншизы?

История людей Икс, соседствующих с человечеством и поневоле замешанных в глобальный исторический процесс, по идее, должна была завершиться высокопарным и трагичным «Логаном», выпущенным два года назад. Размеренное и совершенно не героическое повествование вполне могло бы стать финальной точкой в почти двадцатилетней киноэпопее, но нет — ​сперва кинофраншизу перетряхнул неполиткорректный «Дэдпул 2», а сейчас подоспело время «Темного Феникса», по-настоящему и закрывающего (если, конечно, сценаристы не придумают еще один безумный сюжетный поворот) многоступенчатую фантастическую историю.

Мы снова переносимся в альтернативное прошлое, в 1992 год, где профессор Чарльз Ксавье (Джеймс Макэвой), основатель школы для мутантов, всерьез обеспокоен одной из своих подопечных — ​мощным телепатом Джин Грей (Софи Тернер). В ходе очередной операции по спасению человечества, произошедшей ни много ни мало на космической станции, способная ученица впитала в себя энергию невиданной силы и фактически превратилась в живую бомбу, которая в любой момент может жахнуть так, что от Земли и клочка не останется.

Естественно, самой Джин тоже приходится несладко, ей предстоит встретиться с собственным трудным прошлым, устоять против искушения «темной стороны», олицетворенной, как всегда, харизматичным Магнето (Майкл Фассбендер). А надо еще и дотащить сагу к упорядоченному финалу. Насколько он будет достоин столь долгой киноэпопеи, решать зрителю.

Судьба Джин, конечно, не нова для данной франшизы: напомним, первые три фильма строились на важном любовном треугольнике — ​Росомаха — ​Циклоп — ​Грей (правда, тогда ее роль исполняла Фамке Янссен). Два солидных мужчины добивались инфернальной красавицы, с переменным успехом выясняя, кто же круче. Закончилось это печально — ​в своей временной линии погибли все. Но действие «Темного Феникса», как уже говорилось, происходит в альтернативном прошлом, так что все живы. Во всяком случае, пока…

«Темный Феникс» — ​первая после «Игры престолов» большая роль Софи Тернер, и, похоже, у девушки намечается солидное будущее. Джин — ​персонаж сложносочиненный, со специфической мотивацией и на одной харизме (впрочем, ее у Софи предостаточно) далеко не уедешь. Особенно достойно Тернер смотрится в совместных сценах с Дженнифер Лоуренс, считающейся главной красоткой последних фильмов о вездесущих мутантах. Однако в новой картине ее поклонникам придется потерпеть — ​трогательная и трагичная кудесница Мистик, умеющая принимать любой облик, действует на экране не слишком продолжительное время, да и судьба у нее не самая завидная.

Неизменно хорош и Макэвой, которому на сей раз не нужно тягаться с Патриком Стюартом, много лет игравшим профессора Ксавье в старости. Новая лента — ​почти что сольный выход Джеймса, пусть даже с середины фильма главную партию с ним разыграет Майкл Фассбендер. Дуэт выглядит убедительно: Ксавье и Магнето — ​не добро и зло, а скорее разум и чувства, рассудок и эмоции, знания и страсть, и на этом противостоянии — ​и обаянии актеров — ​выстраивается их ключевой сюжетный конфликт.

Надо отметить, сценарий «Феникса» достаточно, порой до банальности, прямолинеен: внимательный зритель с первых кадров поймет, в чем подвох и загвоздка, — ​никаких неожиданностей (за исключением некоторых откровенно нелепых поворотов) в фильме нет, поэтому нам ничего не остается, кроме как сидеть и смотреть, наблюдая закат истории, запущенной в 2000 году. При этом с точки зрения спецэффектов «Феникс», возможно, один из самых ярких фильмов франшизы — ​что космическая сцена, что пара мощных боевок сделаны с эффектным размахом и эпической красотой. Да и преображение Джин Грей в Темного Феникса — ​отдельный по силе этюд, в котором Софи Тернер предстает в поистине нечеловеческой мощи.

В целом после просмотра картины становится очевидным, что в Голливуде устали от комиксовой многосерятины — ​совсем недавно «Мстители: Финал» закрыл марвеловскую киноэпопею, а теперь пришла пора завершить историю людей Икс. И дело не в том, что актеры стареют, а в том, что все персонажи, с которыми зрители за прошедшие годы сроднились, уже напрочь исчерпали хоть сколь-нибудь логичную мотивацию. Остается либо низводить сериал до пародии, как в «Дэдпуле», где каждый кадр — ​форменная издевка, либо пытаться разрешить сюжет, похоронив главного героя, как в «Логане». Режиссер-дебютант в полнометражном кино Саймон Кинберг, ранее отвечавший во франшизе за сценарий, выбрал второе — ​и задачу свою реализовал корректно и символично. Во всяком случае, в конце мы увидим минимум две визуальные переклички с финалами второго и третьего фильмов, тех самых, где разрешилась линия первой Джин Грей. Таков довольно непрозрачный намек на то, что судьба, даже если речь идет о представителях киношного сверхчеловечества, все равно неотвратима.

«Но, простите, а что же дальше?» — ​воскликнет самый пытливый поклонник приключений профессора Ксавье и будет вознагражден. Ведь на 2020-й заявлен фильм «Новые мутанты», который должен представить целых пять свежих супергероев, никак не связанных с прошлым сюжетом. А что касается персонажей первого созыва, то, видимо, они окончательно и бесповоротно ушли на кинематографическую пенсию и теперь спокойно играют на лавочке в шахматы. Пожалуй, это оптимальный финал для усталого и заезженного супергероя — ​лучше исчезнуть до того момента, как превратишься в унылый шарж на самого себя.