«Мстителей» подают горячими

Павел СУРКОВ

28.04.2019


«Мстители: финал»
США, 2019

Режиссеры: Энтони Руссо и Джо Руссо

В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Дон Чидл, Пол Радд, Чедвик Боузман, Бри Ларсон и другие

16+

В прокате с 29 апреля

Этот фильм наверняка войдет в кинематографические учебники. На то есть достаточно причин. Во-первых, в одной из самых успешных за всю историю кинофраншиз ставится важная принципиальная точка. Во-вторых, финальные «Мстители» наглядно демонстрируют, как массовое кино может быть злободневным, умным и многоплановым.

Постараюсь обойтись без спойлеров. Тем более, что сюжет пусть и крепок, но в новой ленте это далеко не ключевая вещь. И сама история о том, как последние из оставшихся супергероев разберутся с суперзлодеем Таносом, кстати, здесь тоже не совсем главная. В новых «Мстителях» подтекст важнее фабулы. Ведь нам представили фильм об архетипах и столкновении целеполаганий.

Спрятать за маской супергеройского кино разные подходы к преобразованию сущего — ​с данной задачей режиссеры братья Руссо справились на «отлично». В центре картины оказывается не просто борьба за выживание Вселенной и не только желание покарать Таноса, который, напомню, обратил в пепел половину героев марвеловской франшизы, включая всемогущего доктора Стрэнджа и незадачливого Человека-паука, но и разобраться в том, как же в принципе перестраивать мир после глобальной катастрофы. И здесь перед нами раскрывают три основных характера, три базовых подхода — ​правда, все они обладают той или иной степенью уязвимости.

Первый подход — ​эгоцентрическо-консьюмеристский, но при этом откровенно технократический. Я служу судилищем всего и вся и положу жизнь на борьбу с тем, что считаю злом. Так рассуждает «Железный человек» Тони Старк (Роберт Дауни мл.). С присущим ему обаянием он внедряет в оборот новые гаджеты, еле сдерживает эго и пытается упаковать в изменившуюся реальность собственную непростую мораль.

Второй подход — ​чувственный. Таковой в «Мстителях» олицетворяет Стив Роджерс, он же Капитан Америка. Для него первично именно ощущение, во главу угла поставлено обычное человеческое счастье — ​не столько всеобщее, сколько индивидуальное. Ведь если супергерой предельно доволен, то он с радостью поделится положительными эмоциями с окружающими.

И наконец, третий подход — ​наиболее сложный и противоречивый — ​во всей своей инфернальной красе олицетворяет Танос (Джош Бролин). Он самый неоднозначный злодей марвеловской вселенной (да и злодей ли по большому-то счету?), его эпическая цель — ​насильственное стремительное уничтожение части сущего, считай — ​реальности. А что может быть революционнее, чем случайная космогоническая перезагрузка?

И вот между тремя данными подходами и мечутся герои «Мстителей». Прибавим сюда многообещающий сценарный ход — ​продолжительные скачки во времени с попытками избежать «эффекта бабочки». Переписать прошлое — ​штука заманчивая, к альтернативным реальностям в марвеловских вселенных зрителям не привыкать, достаточно вспомнить всю линейку фильмов о людях Икс.

Кстати, еще одного сравнения нам точно не избежать. Супергерои — ​не актеры, их играющие. Живым людям свойственно стареть, и десять с лишним лет носить один и тот же костюм совершенно невозможно. Поэтому если вы думаете, что до финала доживут все герои — ​то вы заблуждаетесь. Кое-кому с нами больше не быть, однако это логичное, понятное, очень слезливое, но все же стопроцентно уместное прощание. Как с Росомахой в «Логане»: любимые герои должны уходить правильно и достойно.

И вот тут возникает еще одна тема «Мстителей» — ​тема наследия. Иными словами, как пел Высоцкий, «что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали». Исчезая навсегда, супергероям нужно позаботиться о будущем — ​и главным подвигом явно становится не избавление мира от зла (или от того, что кажется злом), а его, этого мира, возможности самостоятельно справляться со своими проблемами. Ну, конечно, с помощью бравых ребят в дурацких костюмчиках.

Динамика преображения героев чрезвычайно хороша. Естественно, в предыдущем фильме («Мстители: война бесконечности») только ленивый не воскликнул в финале: «А где Человек-муравей?» — ​и, будьте уверены, миниатюрному герою Пола Радда предстоит вытащить на своих плечах добрую треть сюжета. Но метаморфозы происходят в первую очередь с исконной командой мстителей: каждый из них пройдет через серьезные изменения. Для кого-то они окажутся роковыми, заставив кардинально пересмотреть собственные взаимоотношения с окружающим миром, а кто-то полностью изменит поведенческие шаблоны.

Последние приключения марвеловских супергероев — ​это во многом разговор о смене нормы: новое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, что допустимо, а с чем мириться никак нельзя, по сути — ​радикальная коррекция дискурса соотнесения добра и зла. И очень важно, что в конце ленты он окончательно вырывается из-за симпатичной завесы полутонов. Больше нет относительных понятий, романтика антигероя отныне не работает. Добро, чтобы победить, не должно идти даже на малейшие компромиссы, а зло, сколь бы оно ни пыталось прикрыться благородством или иными побудительными мотивами, необходимо пресекать самым решительным образом.

И вот это — ​вероятно, основной посыл «Мстителей». В нашем мире, где сотни оттенков серого оказываются объективнее простой черно-белой картинки, — ​только в таком мире зло глубоко проникает во все сферы жизни, цепляясь, словно паразит, за любой источник существования и обретая любые формы. Спастись можно только одним способом: поляризуя мировоззрение. Чем, собственно, команда мстителей три часа и занимается.

Все остальное — ​напускное. Нет, братьям Руссо удалось и удержать зрительское внимание, и не потерять темп повествования, и добавить множество мелких цитат из предыдущих фильмов эпопеи. Но куда важнее то, что массовое кино наконец-то научилось выходить на поле многоуровневых метафор, глубоких подтекстов — ​и при этом оставаться актуальным, зрелищным, интересным. И бить зрителю без промаха, в самое сердце. Готовьте платочки, прощания без слез не бывает.