В случае опасности вызывайте беса

Павел СУРКОВ

20.04.2019


«Хеллбой»

Великобритания, Болгария, США, 2019

Режиссер: Нил Маршалл

В ролях: Дэвид Харбор, Милла Йовович, Иэн Макшейн и другие.

В прокате с 11 апреля

Амбивалентность зла, его условность и неоднозначность — ​один из главных вопросов постмодернистской культуры (читай — ​всего ХХ века). И неудивительно, что данной концепцией проникнут знаковый жанр нового времени — ​комиксы. Не стоит недооценивать «истории в картинках» — ​они давно перестали быть развлечением для детей, а превратились в отдельное литературное направление, поскольку представляют собой, в первую очередь, новый способ нарратива.

История о Хеллбое — ​бесе, которого вызвали из преисподней фашисты, но перехватили и воспитали американские спецслужбы (ну а кто еще?!) — ​из данной серии. Обаятельный чертяка с грубоватым чувством юмора, наделенный воистину адской силищей и снабженный рогами, которые он регулярно спиливает (иначе демонические силы возобладают над ним) — ​идеальный амбивалентный образ. С одной стороны, Хеллбой — ​чистейшее зло, с другой — ​в умелых руках он становится супероружием, и вполне человеческих качеств ему не занимать.

Повествование о Хеллбое, придуманном Майком Миньолой, уже дважды экранизировал Гильермо дель Торо. И оба раза у него вышло отличное кино: в меру драйвовое, в меру смешное, интересное и атмосферное. Для третьего фильма о Хеллбое, который перезагружает всю кинолинейку о чертяке-забияке, было решено сменить и режиссера, и исполнителя заглавной роли. Великолепный Рон Перлман уже староват (хотя не растерял ни капли обаяния), но перекрашенный в красный цвет крепыш Дэвид Харбор тоже по-своему очень хорош.

В режиссерское кресло сел Нил Маршалл, крепкий профессионал, снявший лучшие из эпизодов «Игры престолов», готовый создавать полотно колоссального масштаба. В «Хеллбое» оживет мир короля Артура, зловещая и прекрасная колдунья Нимуэ (Милла Йовович) и эпос русских сказок во главе с Бабой-Ягой. Собственно, тут и начинается визуальный зрительский восторг: смоделировано все это с невероятным юмором и записной легкостью.

Конечно, новый «Хеллбой» обречен на сравнение с предшественниками: в социальных сетях его уже кроют, почем зря, заявляя, что, дескать, у дель Торо получалось лучше. Правда, согласиться с этим никак нельзя. У дель Торо было не лучше — ​иначе.

Маршалл же снимает нарочито грубовато: его Хеллбой практически лишен трогательного обаяния Перлмана, он кондовый чертяка, попавший в неприятные обстоятельства и действующий в них единственно возможным способом — ​такой себе типичный коммандос, а-ля брутальные герои Шварценеггера и Сталлоне, и на грамм человечности в нем — ​кило экшна. И чувства он испытывает, прежде всего, к своему приемному отцу — ​профессору Бруму (Иэн Макшейн), ну а затем — ​к возникающим по ходу действа персонажам. Тем более, что, как обычно, бороться Хеллбою придется с инфернальным отродьем: бессмертная Нимуэ готова устроить на Земле и в ее окрестностях такой бадабум, что без привлечения потусторонних сил точно не обойтись.

Рассказывать о сюжете «Хеллбоя» совершенно бессмысленно — ​рискуешь свалиться в спойлеры. Правда, искренне рекомендую дождаться двух сцен после титров, особенно второй, самой последней, которая заставит вас аплодировать, — ​заявка на сиквел более чем очевидна, и он однозначно станет хитом кинопроката (стоп, больше ничего не скажу).

Кино у Маршалла получилось очень ностальгическое. Не ищите в нем скрытых смыслов — ​эта история напрочь лишена глубоких подтекстов. Маршалл вообще отказывается от полутонов, хотя, казалось бы, пространства для того более чем достаточно. Судите сами: наикрасивейшая актриса современности исполняет роль главной злодейки, а ее протагонист вырывается из адовой преисподней — ​как можно было бы развернуться! Но Маршалл сознательно расставляет ясные и четкие акценты, не оставляющие разночтений — ​зло есть зло, добро есть добро. Правда, иногда добро бывает с рогами, а зло — ​с очень длинными и красивыми ногами.

Когда-то у нас не существовало вариантов при вопросе «за кого ты — ​за наших или не наших?», так и в «Хеллбое» Маршалла — ​альтернативы не предполагается. Как герои боевиков 80-х под бодрый рок шли убивать злодеев из всех доступных видов оружия, при необходимости переходя на кулаки, так и чертяка, не усомнившись ни на секунду, отправляется выполнять свой идеологический долг. Да, ему предстоит столкнуться с рядом искушений, но мы-то понимаем, чем все закончится. А что касается саундтрека, то он не поменялся — ​все тот же пятиаккордный олдскульный рок. Никакой пустопорожней рефлексии: яркий экшен, четкое понимание «свой-чужой» и битвы в эффектной красе, реализованной за счет самых современных спецэффектов.

Маршалл чрезвычайно бережно отнесся к первоисточнику: его Хеллбой — ​ровно таков, как прописано у Миньолы. Простой чертяка, солдат, стремящийся в прапорщики. Без изысков, но одновременно — ​без внутренних ограничений. Душевные терзания? Нет, не слышали. Прибавьте жару, включите музон погромче — ​и если вам грозит опасность, то вызывайте алого беса. Этот — ​наверняка справится.