Бабушка атомной бомбы

Алексей КОЛЕНСКИЙ

10.04.2019


«Код Красный»
Великобритания, 2019

Режиссер Тревор Нанн

В ролях: Джуди Денч, Софи Куксон, Том Хьюз, Тереза Србова, Стивен Кэмпбелл Мур, Элфи Аллен, Ким Аллен

18+

В прокате с 18 апреля

На экранах «Код Красный» — политическая комедия Тревора Нанна о британской шпионке, сознавшейся в государственной измене, но не раскаявшейся.  

«Я делала то, что делала, не ради денег, а чтобы предотвратить поражение новой системы, дорого заплатившей за то, чтобы обеспечить простых людей доступными продуктами питания и транспортом, образованием и здравоохранением... При аналогичных обстоятельствах я снова поступила бы так же», — говорила 87-летняя Норвуд в интервью «Таймс», рассказывая о том, как передавала атомные секреты СССР с 1935 по 1971 год. В 1958-м самая ценная сотрудница получила от КГБ орден Трудового Красного Знамени и пожизненную пенсию в 20 фунтов стерлингов. Аттракцион неслыханной щедрости — лишь одно из чудес, а в жизни Мелиты их было немало. В частности, МИ-5 десятилетиями прикрывало глаза на ее проделки. Официальная версия: «не было доказательств».

Но в каждой английской шутке есть минимум три шутки: первая содержится в фабуле рассказа, более содержательная — насмешка над собеседником, а самые сливки — сарказм к тем, кто прислушивается. В этом смысле анекдотичный байопик Тревора Нанна достоин пристального внимания.

1999 год. На пороге скромного домика пенсионерки появляются следователи и доставляют ее в околоток. Старушка Джоан (Джуди Денч) отвергает обвинения и предается воспоминаниям о светлых кембриджских денечках сороковых годов. Заводилами студенческих вечеринок выступают русские эмигранты еврейского происхождения — Соня Галич (Тереза Србова) и ее брат, симпатизирующий СССР Лео (Том Хьюз). С последним Джоан заводит роман, но счастье длится недолго. Юноша отправляется в советскую страну для изучения плановой экономики. Вернувшись в альма-матер, он попадает под полицейский надзор и решает переехать в Канаду. Однако успевает устроить зазнобу в сверхсекретный проект «Трубные сплавы», над которыми трудится «Ассоциация научных исследований цветных металлов».

На самом деле, там работают над созданием атомной бомбы, и новая сотрудница оказывается как нельзя кстати — едва переступив порог, Джоан (в молодости — Софи Куксон) рекомендует руководителю проекта обогащать уран на газовой центрифуге. Пораженный проницательностью юной сотрудницы, руководитель проекта Макс Стэнли (Стивен Кэмпбелл Мур) делает ее личной ассистенткой, а затем любовницей и женой.

Но коварный Лео Галич не дремлет — то подкараулит бывшую в женском туалете, то пригласит в кафе или номера, всякий раз умоляя поработать на Страну Советов. Джоан настойчиво отвергает грязные домогательства большевика, замахнувшегося на самое дорогое, что есть в ее жизни, — секретные чертежи. Она не испытывает ни малейших симпатий к Сталину и СССР, но, как только американцы сбрасывают атомные бомбы на Японию, терпению приходит конец. Девушка осознает: мир способен обеспечить лишь ядерный паритет — и принимается сливать документы в КГБ через Соню. Не выдерживающая критики версия вербовки Мелиты советской разведкой отметается авторами с порога. Все сама: решила и сделала. В реальности обстоятельства складывались несколько иначе.

Британский истеблишмент испытывал теплые неформальные чувства к коммунистической утопии со времен Первого Интернационала — международного шпионского клуба, питомника европейской социал-демократии, кузницы большевистского переворота. Молодую советскую страну Альбион окружил еще более трогательной заботой. И прототип героини — Мелиту Норвуд — склонил к сотрудничеству не советский экспат, а один из отцов-основателей британской коммунистической партии, оксфордский выпускник Эндрю Ротштейн. Выдающийся интеллектуал — будущий почетный доктор МГУ, сын старейшего большевика — сотрудника министерства обороны и министерства иностранных дел Великобритании Теодора Ротштейна, личного друга Ллойд-Джорджа, Герберта Уэллса и Владимира Ильича Ленина.

Прекрасно понимая, что лучшей карьеры ей не светит, скромная выпускница Кембриджа Норвуд стала частью дружного интернационального братства людей доброй воли. Роль ей досталась более чем скромная — вовремя передавать нужные бумажки по указанным адресам. В общем, служить курьером и пугалом. Реальное ядерное британо-советское сотрудничество осуществлялось по системным каналам с начала сороковых годов.

Трезво оценив успехи американцев, английские коллеги посчитали ущерб от атомной войны и передали ядерную дубину в крепкие надежные руки красных партнеров. Кульминация «противоборства систем» была намечена на 1963 год. Спусковым крючком Армагеддона должно было стать убийство Джона Кеннеди «советским снайпером», бывшим рабочим Минского радиозавода Ли Харви Освальдом. Аналогичным образом в Сараево была спровоцирована Первая мировая война. Но американцам совсем не хотелось самоубиться о сотню советских боеголовок, и они подмели всех, кто имел малейшее отношение к злополучному интернационалисту Ли Харви.  

Ратовавшая за мир старушка была непричастна к запланированной катастрофе, и ее решили слить. В 1992 году в Англию переехал бывший начальник архивного управления КГБ Василий Митрохин, да не один, а с шестью чемоданами «приданого» — секретными досье международных агентов ликвидированного советского проекта. В реальности «трофейные» документы вывозились эшелонами — шпионам срочно требовался новый хозяин. Ради соблюдения приличий требовалось публично слить какую-нибудь мелкую британскую сошку. Эта роль досталась Мелите Норвуд. Разумеется, ее простили: Британия — страна ласковая к тем, кто горой стоит за мирное небо над ее головой.

Оберегая покой наследников героини, мирно скончавшейся через шесть лет после разоблачения, соавторы переименовали Мелиту в Джоан. Очевидно, намекая на духовное родство с Жанной д’Арк, чутко прислушивавшуюся к зову сердца и голосам, звучавшим в ее голове.