Шерлок — это, понимаете, смешно

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.01.2019


«Холмс & Ватсон»
США, 2018

Режиссер Этан Коэн

В ролях: Уилл Феррелл, Джон Си Райли, Рэйф Файнс, Хью Лори, Келли Макдоналд, Ребекка Холл, Лорен Лапкус, Стив Куган, Роб Брайдон, Пэм Феррис

16+

В прокате с 24 января

В кинотеатрах — бурлескная комедия «Холмс & Ватсон» от соавтора сценариев культовых лент «Идиократия» и «Солдаты Баффало». Новую картину Этана Коэна с Уиллом Ферреллом поспешили признать худшей экранизацией Конан Дойла и главным провалом года. Но сравнения с прошлыми Холмсами, как минимум, некорректны.

К литературному первоисточнику фильм не имеет ни малейшего отношения. Замысел родился из пародийного скетча популярного американского шоу Saturday Night Live. Решив, что успех заранее обеспечен, Коэн накропал дюжину миниатюр с участием сквозных персонажей Конана Дойла — инспектора Лестрейда (Роб Брайдон), брата Холмса Майкрофта (Хью Лори), профессора Мориарти (Рэйф Файнс), миссис Хадсон (Келли Макдоналд) — и включил репризы в надуманный сюжет похождений главных героев.

Длинные руки эмигрировавшего в США профессора Мориарти пытаются добраться до королевы Виктории (Пэм Феррис). Монаршая особа поручает Холмсу (Уилл Феррелл) и Ватсону (Джон Си Райли) спасение собственной жизни. Разыскивая сообщников злодея, напарники проникают в закрытые клубы и темные закоулки столицы преступного мира. Попутно заводят романы с парой ученых американок — доктором Грэйс (Ребекка Холл) и ее умственно отсталой ассистенткой Милли (Лорен Лапкус), но то и дело попадают впросак: сердечные увлечения притупляют интеллект и сбивают лондонских сыщиков со следа заговорщиков.

На самом деле, о спасении короны речь не идет. Совсем напротив — как только ее величество объявляется на Бейкер-стрит, приятели пытаются сделать групповое селфи с помощью допотопной фотокамеры и, лихо размахнувшись аппаратом, отправляют Викторию в нокаут. И далее эксплуатируют бесчувственное тело неприкосновенной особы как расходный инвентарь. Оставшееся время сыщики посвящают членовредительству, маскировке и дуракавалянию. Как правило, Ватсон становится жертвой «научных экспериментов» Холмса — доктор подвергается атаке пчел-убийц, отравлению ядом черной орхидеи, изощренным побоям. Однако доктор с благодарностью принимает издевательства, надеясь со временем стать содетективом и «вместе с знаменитым другом согреться у костра всемирной славы».

Парных реприз в картине немного, однако с прочими персонажами отношения у тандема откровенно не клеятся. Приходится эксплуатировать шаблоны — Холмс-Феррелл солирует в амплуа скучающего хлыща, Ватсон-Райли наигрывает жизнерадостного идиота. Все усилия оказываются напрасны, а история держится на плаву, благодаря неожиданным сюжетным виражам и абсурдистскому юмору. В частности, выясняется, что миссис Хадсон — разбитная молодуха-кокни — устраивает любовные свидания в спальне доктора, где ее навещает заокеанский литератор Марк Твен.

Но главная прелесть работы Этана Коэна не в удачных гэгах, которых здесь не так много, а в контрапункте между тщательно воссозданной викторианской средой и неожиданно выстреливающими подростковыми шутками на грани и за гранью фола. При этом режиссер всячески подыгрывает Холмсу в изысках гардероба (жилетов, сюртуков и особенно шляп, становящихся главным пунктиком интеллектуала) и увлечений — Холмс у него не только франт, а огородник, друг насекомых, игрок в мяч, обладатель напоминающей погремушку курительной трубки. А изюминкой «Холмса & Ватсона» становится вокально-танцевальный дивертисмент пары, поставленный в лучших традициях классического мюзикла. Герои впервые признаются в дружеских чувствах на краю могилы, к которой всю дорогу подталкивали друг друга локтями.

Подобные вольности скандализировали поклонников «холмсианы», насчитывающей без малого 250 картин, а еще больше их шокировал грубый стеб над чопорной викторианской Англией, от шарма которой Этан Коэн с Уиллом Феррелом не оставили камня на камня.