Много света в прохладной воде

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

03.01.2019


Клод Моне: Магия воды и света
Италия, 2018

Режиссер: Джованни Троило

В главной роли: Элиза Ласовски

16+

Музейные экспонаты, перенесенные на экран, — ​востребованный и популярный жанр, позволяющий публике оказаться в другой точке земного шара, не вставая с кресла. Благодаря ленте «Клод Моне: Магия воды и света» зрителям удастся побывать в Орсе, Оранжери и Мармоттан, а также в усадьбе художника в Живерни.

Любопытно, что режиссер, итальянец Джованни Троило, больше известен как оператор и фотограф, на его сайте — ​внушительный список наград за удачные снимки. Правда, с некоторыми из кадров был связан громкий скандал. В 2015-м Троило получил первый приз в категории «Проблемы современности» знаменитого конкурса World Press Photo. Премию вручили за историю «Черный город — ​Темное сердце Европы» про небольшой бельгийский городок Шарлеруа, пришедший в упадок после вступления страны в Евросоюз. Мэр Шарлеруа обиделся и обвинил итальянца в очернении действительности, а также уличил его в постановке и некорректном описании кадров. Так, на одном из фото можно увидеть тучного человека, запечатленного у себя дома: якобы местного жителя, укрывшегося от разгула преступности. На самом деле, «моделью» оказался вполне успешный владелец бара, проживающий в хорошем районе. Представители конкурса не стали принимать немедленных мер, решив сначала во всем разобраться. Вскоре последовало новое обвинение: выяснилось, что один из кадров был сделан не в Шарлеруа, а в пригороде Брюсселя. В итоге Троило все-таки лишили награды.

Впрочем, эти страсти никак не отразились на ленте, снятой вполне академично, без намека на скандал. Тема воды, главная в фильме, часто используется кураторами выставок Моне — ​достаточно вспомнить ретроспективу, проходящую сейчас в венской галерее Альбертина, где залы выкрасили в голубой цвет. Правда, в той экспозиции представлен разный Моне — ​в том числе очарованный машинами и новыми технологиями, несмотря на приверженность тихому сельскому быту. В творении Джованни Троило акцент сделан именно на воде: вплоть до съемок с погружением камеры в пруд. Таким образом показано постепенное ухудшение зрения художника: зритель видит лишь мутную красно-зеленую толщу воды — ​подобно самому мэтру, смотревшему на мир сквозь туманную дымку. В подобной цветовой гамме выдержаны поздние картины Моне, ставшие прообразом экспериментальной живописи XX столетия. Впрочем, изменения создатели фильма связывают и с другой важной темой, совершенно, кстати, не затронутой организаторами венской выставки. Эпоха Первой мировой оказалась по-настоящему трагической для мастера. Накануне войны, в 1911-м, умерла его вторая жена Алиса. В 1912 году у Моне была диагностирована катаракта. В 1914-м после тяжелой болезни скончался сын Жан. Сами сражения по масштабам и методам (как известно, впервые в истории был применен отравляющий газ) поразили цивилизованную Европу (травма Первой мировой до сих пор ощущается на Западе). Так что выбор Моне новой палитры мог быть связан с атмосферой несчастья и страданий, в которую погрузился мир. Тем более, близкий друг живописца, премьер-министр Жорж Клемансо, критиковал антимилитаристов и выступал за продолжение военных действий — ​вплоть до полного разгрома Германии. В конце концов художник и политик перестали общаться: Клемансо приехал в Живерни только на похороны мастера.

Об этом и других событиях публика узнает благодаря очаровательному проводнику, французской актрисе Элизе Ласовски. Зрители могли видеть ее в одном из последних клипов Дэвида Боуи Blackstar, а также в культовом сериале «Игра престолов». Троило отвел артистке декоративную роль: Ласовски эффектно ходит перед камерой и рассказывает об известных фактах биографии Моне. Впрочем, нарезка черно-белой хроники — ​кадры самого мэтра за мольбертом, — ​а также съемки из парижских музеев не дают фильму скатиться в банальность. А вид гигантских панорамных «Кувшинок», занимающих целый зал в Оранжери, убеждает: эти работы нельзя назвать неудачей мастера, как считали современники. Скорее, можно говорить о стремлении Моне творить иную реальность. Недаром знаменитый пруд в Живерни, запечатленный на многих полотнах, был вырыт по приказу классика: если действительность недостаточно хороша, необходимо создать новую, более совершенную версию. Художник словно предчувствовал не только появление экспрессионистской живописи, но и увлечение виртуальной реальностью, захлестнувшее публику в XXI веке.