А «Девица» созрела?

Марина АРЖИЛОВСКАЯ

13.09.2018


«Девица»
США, 2018

Режиссер: Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер

В ролях: Роберт Паттинсон, Миа Васиковска, Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер, Роберт Форстер, Джозеф Биллинджир

16+

В прокате с 13 сентября

Новый фильм братьев Зеллнер «Девица» — пример того, как можно извратить священный для любого американца жанр вестерна. Казалось бы, после громкого коммерческого провала «Ковбоев против пришельцев» Джона Фавро было доказано: жанр требует бережного, творческого отношения, как и попытка его осовременить, но режиссеры продолжают сомнительные эксперименты.

Дэвид и Нэйтан Зеллнеры решили нехитрым методом возвести вестерн в категорию высокого искусства и устроить картине фестивальный прокат. Впервые фильм был представлен на американском Sundance, а затем попал в конкурс Берлинале. Режиссеры сделали ставку на Роберта Паттинсона, прочно обосновавшегося в нише авторского кино. После успеха ленты «Хорошее время» британцу дали второй шанс. Критики припомнили актеру удачный дуэт с Миа Васиковска в картине Дэвида Кроненберга «Звездная карта».

Не мудрствуя лукаво, эту наигранную кинематографическую пару используют и братья Зеллнер, взяв за основу довольно невнятный сценарий. Судите сами, ковбой, священник и индеец едут вызволять несчастную невесту — кто захочет смотреть такое полтора часа? А если учесть, что невеста выбивает челюсти и отстреливает покушающихся на ее честь мужчин, у жениха комплекс евнуха, а священник оказывается самозванцем? Под «свежим взглядом», о котором Зеллнеры говорили почти в каждом интервью, подразумевалась ода феминизму, навеянная громким скандалом вокруг Харви Вайнштейна. Главную героиню Пенелопу на протяжении всего фильма мучит только один вопрос, адресованный всем особям мужского пола с их навязчивыми притязаниями: «Когда вы оставите меня в покое?!»

Порой возникает впечатление, что братья Зеллнер пытались не столько сотворить оригинальный сюжет, сколько сделать пародию на ленты братьев Коэн. Все эти потуги выглядят не очень убедительно. Хочется увидеть если уж не новаторство как таковое, то хотя бы даровитый режиссерский стиль, но даже при большом снисхождении разглядеть его в «Девице» крайне сложно, и в этом состоит, пожалуй, главная претензия к фильму.


Миа Васиковска: «Меня всегда увлекали истории про Дикий Запад»

Перед премьерой корреспондент «Культуры» пообщалась с исполнительницей главной роли — Миа Васиковска.

культура: Чем зацепил сценарий «Девицы»?
Васиковска: Один из плюсов моей профессии — возможность прожить огромное количество разных жизней. Меня всегда увлекали истории про Дикий Запад. Я много фантазировала на эту тему, читая различные книги в жанре вестерна, чьи неотъемлемые атрибуты — шляпа, конь и револьвер — буквально завораживали меня. И когда Дэвид и Нэйтан Зеллнеры предложили мне участие в своем проекте, я не смогла устоять.

культура: Не смутило, что жанр смешан с элементами комедии?
Васиковска: Наоборот. Считаю, что юмор — признак интеллекта. Когда характеры персонажей насыщенны, они более близки зрителям. Дуализм всегда вызывает больший интерес.

Ужасно, когда приходишь в кино, и весь сюжет выстроен как по рельсам. К счастью, в «Девице» этого нет. Уверяю, публику ждут настоящие «американские горки». Вообще, ничто так не утомляет, как однообразие.

культура: Видимо, в этом кроется причина того, что Вы выбираете абсолютно непохожих друг на друга героинь?
Васиковска: Именно, в этом же и смысл — в развитии. Быть заложником одного образа — трагедия.

культура: Вашей героине свойственны феминистические взгляды...
Васиковска: Ну, я сама их придерживаюсь. Согласитесь, это же глупо, когда все за тебя решает мужчина. И потом, отношение к женщине, как к вещи, на которую у кого-то есть права, не может не оскорблять. Моя героиня — Пенелопа — проявляет сильный и независимый характер, этим она мне и понравилась.

культура: Жених выглядит рохлей по сравнению с Пенелопой. В кино это выглядит забавным, а в реальности?
Васиковска: В жизни довольно много таких пар. Я не верю в счастливый союз двух лидеров. Кто-то должен быть ведомым — в этом секрет счастья.