«12 лет рабства». США, 2013

11.12.2013

Алексей КОЛЕНСКИЙ

Хижина дяди Соломона

На экранах драма об американском рабстве афробританца Стива Маккуина.

1841 год. Случайные знакомые приглашают скрипача африканского происхождения Соломона Нортапа (Чиветель Эджиофор) в Вашингтон — подыграть кочующему цирку. Приняв на грудь, парень засыпает в гостинице, а просыпается в кандалах. Отныне он не свободный гражданин северных штатов, а бесправный раб. Примириться с этим фактом ему помогают кнуты торговцев «черным деревом».

Вскоре бедолагу этапируют из застенка в Луизиану, где дела у Соломона складываются, на первый взгляд, неплохо — его покупает проповедник Форд (Бенедикт Камбербэтч). Но хозяин перепродает раба состоятельному помещику Эппсу (Майкл Фассбендер). Соломон отправляется на плантации хлопка и, поскольку не блещет трудовыми успехами, терпит побои и унижения в течение 12 лет. Вплоть до встречи с аболиционистом Бэссом (Брэд Питт), способствующим его освобождению.

Исторических картин о рабстве кот наплакал. Тема больно скользкая. Трудно обойти вниманием любопытные факты: отцы —основатели американской демократии своих негров на волю не отпускали. При этом даже свободные афроамериканцы северных штатов влачили более жалкое существование, чем рабы Юга, становившиеся порой членами семей своих хозяев и активно участвовавшие на их стороне в Гражданской войне. Восстания были редки («белые дьяволы» объясняли это природным малодушием и ленью «живого товара»). А после отмены рабства криминальная обстановка накалилась. И сегодня большинство зэков в США — афроамериканцы. Хотя люди с темной кожей составляют чуть больше десятой части населения страны. 

В 1853 году была опубликована первая автобиография раба — Соломона Нортапа. За год до ее издания Америку потрясла «Хижина дяди Тома». А спустя восемь лет разразилась самая кровавая война в истории США.

К картине Стива Маккуина эти шероховатые исторические подробности отношения не имеют. Автор концентрируется на отчаянном одиночестве просвещенного страдальца. Вот Соломон пару минут гипнотизирует объектив, затем его вешают. Полумертвый раб бьется в судорогах, еле касаясь земли кончиками пальцев. Борется, цепляясь ими за жизнь. А на заднем плане беззаботно резвятся дети. Проходит еще минут пять. Соломона вынимают из петли. Живым.

Аскетизм визуального ряда не наводит тоску: за немногословного героя отрабатывают британские харизматики — Камбербэтч, Фассбендер... И доброхот, и мучитель в их исполнении призваны проиллюстрировать простую истину: рабство калечит не только слуг, но и господ.    


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть