Скольжение по мукам

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.03.2018


«Со дна вершины»
Россия, 2018

Режиссеры: Яна Поляруш, Тамара Цоцория, Константин Кутуев

В ролях: Павел Шевандо, Владимир Вдовиченков, Ксения Кузнецова, Сергей Никоненко, Наталья Кузьмина (Бергер), Константин Белошапка, Ирина Розанова, Сергей Пускепалис, Нонна Гришаева, Георгий Черданцев

12+

В прокате с 1 марта

В прокат выходит спортивная драма по мотивам биографии двукратного паралимпийского чемпиона, горнолыжника Алексея Мошкина. Накануне премьеры «Культура» пообщалась с сорежиссером и продюсером ленты «Со дна вершины» Тамарой Цоцорией.

культура: Что осталось за кадром?
Цоцория: Многое. Например, трагическая история роковой травмы. Тринадцатилетним подростком увлекавшийся «паркуром» Алексей за два дня до спортивных сборов сорвался с крыши несущегося поезда, угодил под колеса и лишился ног. Не помня себя от болевого шока, мальчишка умолял врачей не резать только что привезенную отцом из-за границы спортивную форму. Но, по совету «высушившего» наш сценарий режиссера Рауфа Кубаева, мы решили уйти от побочных сюжетных линий, сосредотачивались на истории преодоления себя, становления характера в процессе реабилитации. Врачи поражались Алексею, говорили: «Такого не бывает!» За четыре месяца он освоил протезы, спустя еще два — летал на роликовых коньках и велосипеде, и года не прошло, как вернулся в спорт, а через четыре — выиграл первую Паралимпиаду.

Мошкин рассказывал, как в 1992 году в Альбервиле остановился в считанных метрах от победы. Канатная дорога застряла, Алексей опоздал на старт и был дисквалифицирован. Правда, удостоверившиеся в аварии судьи выпустили атлета последним номером на уже основательно разбитую трассу. Мошкин оказался лучшим, но «золото» ему так и не досталось. Французский арбитр подал апелляцию. В итоге первое место отдали канадскому лыжнику, второе — французскому. Однако в конечном счете справедливость восторжествовала, уже после награждения француз Жан-Люк Жигет сам вручил Алексею свою серебряную медаль.

Но наш фильм посвящен не только Мошкину, а всем паралимпийцам. За каждым из них стоит уникальная сила духа. И наша картина не только про тех, кто сумел вернуться, покорить свою вершину, но и про прикованных к койке героев, продолжающих бороться за жизнь.

культура: В чем причина того, что съемки затянулись на целых пять лет?
Цоцория: С режиссерами у нас все очень сложно. Сильнейшие мастера экрана воплощают собственные замыслы, так что найти постановщика на проект дело непростое. Не имея возможности присутствовать на натурных съемках, мы столкнулись с профанацией и саботажем, получив семьдесят процентов брака. Пришлось менять команду, вновь собирать средства, самим проводить кастинги и искать нового режиссера. Но отпустить в свободное плавание Яну Поляруш мы так и не смогли — ее то и дело заносило в сентиментальность. Пришлось с сопродюсером Константином Кутуевым лично присутствовать на площадке, общаться с актерами, разводить сцены — фактически с нуля осваивать режиссуру... Но нет худа без добра. Мы открыли новые лица, прежде всего артиста, исполнившего главную роль, Павла Шевандо, воспитанника колледжа Олега Табакова. Хороша и сыгравшая его школьную любовь Наташа Кузьмина.  Кроме того, удалось обойтись без дорогостоящих съемок. Спасибо выдающемуся оператору-экстремалу Николаю Пиотровскому. Он не только схватывает картинку на скорости 120 километров в час, но и умеет управляться с квадрокоптерами. Именно это дало истории нужный масштаб и простор. Результат того стоил. После премьеры к нам подходили паралимпийцы, признавались: вы сняли фильм про меня.

культура: Суровый дух картины — очень личная Ваша тема?
Цоцория: Отчасти. С самого детства меня вдохновлял живой пример бессребреников — бабушка с дедушкой, имевшие дворянские корни, откликнувшись на призыв партии, отправились в Магадан поднимать «снежную целину» на оловянном руднике. Жили в продуваемой всеми ветрами юрте, трудились в нечеловеческих условиях, поставили на ноги двух детей... Их подвиг созвучен нашей истории преодоления. И я, завершив картину, поверила в себя, поняла: для меня нет ничего невозможного.

культура: Над чем работаете?
Цоцория: Готовимся к съемкам многосерийного художественного фильма, объемной семейной саги (самый близкий аналог — кинороман «Два капитана»). Это закрученная история Ирины Зориной о пересекающихся на строительстве БАМа судьбах.