Продолжаем разговор

Дарья ЕФРЕМОВА

01.03.2018


«О чем говорят мужчины. Продолжение»
Россия, 2018

Режиссер: Флюза Фархшатова

В ролях: Леонид Барац, Камиль Ларин, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Татьяна Догилева, Леонид Каневский, Анастасия Караулова, Алексей Барабаш, Елена Подкаминская, Кристина Бабушкина, Михаил Прохоров

16+

22 февраля

На экранах «О чем говорят мужчины. Продолжение». На этот раз четверка отправляется в Санкт-Петербург. Ведь, как нередко шутят на просторах Сети, «в любой непонятной ситуации езжай в Питер». Видимо, так же решил и знаменитый квартет.

В лучших традициях истинных бонвиванов джентльмены сбегают со своих галер: от надоедливой рутины, семейных обязанностей, скучных деловых переговоров, «да потому что задолбало». «Понимаешь, дружба сейчас — ​это главным образом совпадение графиков, ну и, пожалуй, статусов», — ​разглагольствует голос за кадром в самом начале ленты. Камера скользит по крышам небоскребов. Люксовый урбанистический пейзаж. «Понимаю, — ​отвечает Камиль, — ​но я так не хочу… Ребята, я хочу, чтобы мы все сейчас собрались и поехали в Питер».

Искрометный юмор, мастерские гэги, не просто переходящие из одного фильма в другой, но и тонко рифмующиеся. Вообще, о «Квартете И», не всегда ровном, не обязательно уморительно смешном (философической иронии там больше, чем «ржу-ни-магу»), давно уже говорят как о ложке меда в бочке натужного экранного юмора. Их жанр — ​даже не разговорная комедия, скорее трагифарс, в котором прорабатываются страхи и комплексы, травестируются навязанные ценности и социальные моды, проходят проверку чувства. Например, любовь. Помните, как Слава (Ростислав Хаит) фрахтовал теплоход, куда пригласил всех своих пассий, а жена (Нонна Гришаева) с ними любезно раскланивалась? В «Продолжении» ловеласа настигло отмщение: он впервые влюбился по-настоящему. Предмету слегка за двадцать, занимается йогой («Как йогой, — ​удивляется Леша, — ​а работает кем?» «Да когда ей, — ​вздыхает Слава, — ​она то собирается на йогу, то ею занимается, то отдыхает после»), вечерами на звонки совсем не отвечает. Ходит в клуб, с девчонками и друзьями. Слава ревнует. «Как не стыдно, — ​парирует юная пассия, — ​они же все геи». Камера переносит горе-любовника в ночной бар. «Простите, вы гей?» — ​вопрошает он дюжего молодца с бородой. — «А как же!» «А вы?» — ​поворачивается к брутальному юноше, приобнявшему даму с бокалом. — «Мужик, мы тут все геи!»

Территория сюрреализма в духе Бориса Виана, а иногда и хармсовского абсурда для «Квартета И» — ​естественная среда обитания. Есть в них и что-то байроническое. Дендизм-софт.

Они ведут остроумные монологи, гнушаются всякого пафоса и даже на серьезные вопросы отвечают полушутя. Говорят, у человека должно быть призвание. А если его нет? Не выбрасывать же теперь тебя. В общем, пытаются вести светскую жизнь, не пускаясь во все тяжкие. Вот как джеромовские «Трое в лодке…», сплавляющиеся по знакомой в мельчайших подробностях Темзе.

На рубеже XIX–XX веков остроумно-легкомысленный травелог стал настоящим прорывом — ​и литературным, и культурологическим. Где экзотика Киплинга, где страсти Стивенсона, где злодеи Конан Дойла? Просто треп, но такой душевный, искренний, помогающий познавать мир и, конечно, себя — ​на разных жизненных этапах. И если раньше их волновали исключительно женщины: «главные» и «не главные», то сегодня разговоры все больше о вечном: предназначении, смысле жизни и, конечно, о счастье. 

Кто мы, зачем, откуда пришли — ​лейтмотив нового роуд-муви. Важный вопрос. Жизнь скоротечна. Вот и в аптеке почти не осталось препаратов с незнакомыми названиями. Время неумолимо — ​именно это обнаруживает как-то утром Камиль (Камиль Ларин), заметив, что промежуток между надеванием первого и второго носка непрестанно увеличивается. Недавно он был в клинике, нервничал в ожидании какого-то анализа, но медицинский «приговор» достался соседу. Расстроился за парня. И страшно обрадовался за себя. Выбежал. Сел в свой отличный автомобиль. Поехал на работу. И вдруг понял: «Жизнь приучила нас, что в любой момент может случиться какая-то гадость. Потому мы живем с хмурыми лицами, а вечная готовность к плохому не дает нам порадоваться хорошему. Привычка быть несчастливым вреднее, чем курение, — ​уверен герой комедии. — ​Стыдно быть несчастливым, пора бросать». А что может быть лучше для перезагрузки, чем Питер, закадычные друзья и долгие разговоры с теми, кто тебя понимает (не зря же в финале картины звучат строки Би‑2 «Я всегда испытываю счастье, там, где я могу быть настоящим»).

«Мужчины, мужчины, поговорите еще, я вам еще квасу налью», — ​говорит продавец, рядом с которым беседуют Леша и Слава. Судя по сборам, зритель тоже не против.